Важные новости
Реплика. Спасут ли федеральные деньги здравоохранение Севастополя
27.01.2020 / Категория: Общество
Медиков и других причастных сейчас не пинают разве что… нет, ленивые тоже пинают, ведь гаджет и Интернет – они всегда под рукой.
Проблемы здравоохранения стали сегодня вечной темой, как погода и падение нравов. Все, от президента до бабушек в транспорте, ищут корень зла и дают советы.
Предлагаю и нам – не спасать мир, конечно, а поговорить про наш, местный фронт.
Не сразу обо всем, ибо здесь «многабукфф» обычно не все осваивают. Да и многообразие фактов, полярных мнений и личных впечатлений колоссально. Поэтому – будет сериал.
Высказываться призываю, взяв за аксиому два момента.
1. Наше здоровье, его охрана и спасение – это не только и не столько медики, поэтому спасать его тоже нужно всем, вне зависимости от профессии и наличия страхового полиса.
2. Даже негатив нужно высказывать вежливо.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. «Эх, Карлсон, не в пирогах счастье...»
За 2015 – 2019 гг. в здравоохранение города было направлено около 25 млрд руб (без учета ФЦП). Закуплены сотни единиц оборудования, сделаны капитальные и текущие ремонты, повышена заработная плата, осуществляются выплаты для привлечения кадров.
И главное – спасенные жизни. Переход на систему ОМС позволил ежегодно получать около 1,5 тыс. случаев высокотехнологичной медпомощи, десяткам тысяч - проходить диспансеризацию, получать бесплатные лекарства. Критикуя здравоохранение в городе Севастополе, мы забываем об этом.
Но.
«…ключевая проблема российской медицины не дефицит ресурсов, а низкая эффективность их использования. Международная статистика показывает, что большое число стран с сопоставимыми и даже ощутимо меньшими по сравнению с Россией расходами на здравоохранение (Мексика, Польша, Китай, Турция и др.) демонстрируют более высокую его эффективность.
Например, Польша, по данным ВОЗ, расходует на медицину меньше России примерно на 1% ВВП, но в рейтинге The Most Efficient Health Care агентства Bloomberg занимает 19-е место (Россия – лишь 55-е) и даже смогла запустить программу бесплатного обеспечения пожилых граждан лекарствами. Поэтому у здравоохранения России есть значительные внутренние ресурсы эффективности», - пишут «Ведомости».
В Севастополе фактов неэффективного использования денег – более, чем достаточно. Давайте вспомним программу «Модернизация здравоохранения города Севастополя на 2014-2015 годы».
Общий объем финансирования программы составил почти 93 миллиона рублей, 64,5% от её общего объема – на медицинское оборудование.
Но как были истрачены эти деньги?
Например, Центру охраны здоровья матери и ребенка (ГБУЗС №5) были необходимы аппараты лазерные зеленого диапазона (на пять с небольшим миллионов). При составлении техзадания не уточнили параметры межзрачкового расстояния, поэтому теперь закупкой пользуются только для лечения взрослых. Но хотя бы пользуются.
А вот магнитно-резонансный томограф «Престиж-15» (Около 82 млн руб) так и не заработал и вряд ли заработает по целому ряду причин.
Проверка КСП (в 2017м году!) выявила: простой оборудования по причине неисправности, некомплекта и (или) отсутствия комплектующих и расходных материалов, простой оборудования по причине отсутствия помещений, соответствующих установленным требованиям и (или) отсутствия разрешительных документов на проведение исследований и даже отсутствие потребности в приобретении оборудования.
Проектная документация на капитальные и текущие ремонты тоже изумляла.
Так, в лабораторном корпусе одного из медучереждений проектно-сметной документацией не были предусмотрены строительные работы по восстановлению (замене) инженерно-коммуникационных сетей, требующих капитального ремонта. Из-за их неудовлетворительного состояния здание к эксплуатации после ремонта в общей сумме на 4 741,85 тыс. рублей все равно осталось непригодно, и дальнейшая замена инженерных сетей состоялась прямо по свежеотремонтированному помещению, умножив ремонт на ноль.
Понятно, что материалы Контрольно-счетной палаты добавили работы правоохранительным органам. Но если бы на подготовку списков всего необходимого оборудования, проработку технических заданий, проектно-сметной документации дали бы больше времени, если бы не висело дамокловым мечом «освоить к … (празднику, дате, концу финансового года) - как минимум простоев оборудования по вышеуказанным причинам можно было бы избежать.
Еще раз: спасибо всем причастным, кто в 2014-2015 году в адском режиме начинал построение новой системы здравоохранения в городе, но сложно сказать, сколько в перечисленных проблемах субъективного или объективного.
Ведь в 2018 – 2019 были уже и опыт, и время, но, к сожалению, непродуманные техзадания и проектная документация на ремонты зданий, которые приходится переделывать на ходу, продолжают появляться.
А дальше стандартная цепочка: даже если подрядчик выполняет все строго по контракту, сделанного оказывается недостаточно, чтобы лицензировать помещения.
Нет лицензии – нет права работать и финансироваться.
А уж если и подрядчик не выполняет… На руководство отрасли давит минздрав, губернатор и общественность, департамент давит на руководителя медицинской организации, требуя подписать акты выполненных работ.
Но руководитель (если он – профессионал, а таких у нас все-таки большинство) понимает, что отвечать потом перед Росздравнадзором и прокуратурой ему, упирается, далее события развиваются по-разному.
Где-то – дополнят ТЗ и продлевают сроки, где-то договариваются с подрядчиком, где-то – меняют руководителя на более покладистого. Но насколько проще было бы исправить всё на стадии ТЗ!
Например, в декабре 2015 года здание 6-й городской больницы в Инкермане признали аварийным, закрыли и готовили под снос. В 2016 удалось добиться повторной экспертизы, и (к счастью) здание решили все же капитально отремонтировать. Но из-за множественных промашек в техническом задании стройка затянулась до июля 2019 года.
Аналогичная история в поликлинике на улице Супруна, 19 перенесла открытие с апреля на октябрь 2019 г., долгие переговоры с подрядчиком и упорство тех, кто не хотел брать грех (и проверки прокуратуры) на душу, позволили завершить работы. Ремонт поликлиники № 1 городской больницы № 3 на пл. Геннериха, 1 хоть и завершился с небольшим опозданием, но, скорее всего, выльется в судебные споры с подрядчиком. А впереди – лицензирование. Насколько все завершенные заговоренно-уговоренные ремонты обеспечат соответствие лицензионным требованиям – покажет время и наличие лицензии.
Спасибо руководству депздрава: сейчас головная боль выполнения ТЗ и ПСД передана от главврачей в МИАЦ. Но подписывать документы все равно им.
Очень хотелось бы, чтобы и те, и другие учитывали такой фактор.
Хочется надеяться, что это уже понимают все те, кто так или иначе причастен к руководству сферой здравоохранения в Севастополе.
Нам проще навести порядок. Объективно проще, ведь Севастополь – один из самых маленьких субъектов.
Можно приводить примеры бесконечно. Расходы на льготные лекарства, расходы на кадровые программы и т.д. - об этом поговорим отдельно.
Резюме же первой части таково:
Прежде, чем радостно подставлять ладошки под деньги из федерального рога изобилия, нужно найти дырки, в которые утекает эффективность использования финансовых потоков.
Попытки реверсивного анализа уже были предприняты на первом Стратегическом консилиуме. И те недавние почти 7 млрд, которые выделены Севастополю на сферу здравоохранения, уже воспринимаются не как праздник, а как поле для пахоты.
М.В. Развожаев уже указывал, что большинство проектов можно выбросить на помойку. Поэтому просьба к нему, профильным замам, представителям Севастополя в ГосДуме и Совете федерации – помогите на федеральном уровне сдержать требования скоростного проектирования для дальнейших бодрых рапортов федералов к датам и праздникам. Помогите получить время на вдумчивый подход и качественное составление планов и проектов.
Но может ли сделать это ГРБС, руководство (да и персональный состав) которого поменялись за 5 лет 4 раза?!
Готовы ли показать эти «дырки» задёрганные доктора, которые находятся перманентно в состоянии войны всех против всех (врачи против руководства, департамент – против Росздравнадзора, частные клиники против государственных, местные против приезжих, трудяги против шаровиков, поликлиники против стационаров, а все вместе – против нескончаемых претензий пациентов, вооруженных джедайским мечом прокуратуры)?!
Поговорим об этом в следующий раз.
Предыдущая новость:
Ученые предложили крымчанам использовать сточные воды для сельского хозяйства
Похожие новости
- 25.05.2018 • Севастопольским казакам доверили охранять леса и госсобственность
- 09.10.2016 • У Путина хотят кардинально сократить расходы на здравоохранение
- 16.06.2015 • Лучшие клиники Израиля
- 24.11.2010 • Сказки от власти: в Севастополь вложат три миллиарда