Важные новости

Спасение Севморпорта: концессия с привкусом банкротства

25.01.2020  /  Категория: Общество

Российские власти Севастополя надеются найти концессионера для спасения Севастопольского морского порта, объемы перевалки грузов в котором за время аннексии упали в десятки раз. Госкорпорация «Ростех», интересовавшаяся ранее предприятием, в последнее время перестала проявлять активность в данном вопросе, а планы чиновников по улучшению работы порта в условиях экономических санкций кажутся фантастическими.

Севастопольский морской порт, Севморпорт

Три недели назад на предновогодней конференции российский и.о. губернатора Севастополя Михаил Развожаев заявил, что спасать умирающий уже несколько лет подряд морской порт будут через поиск концессионера.

«Сейчас идет большая работа по инвентаризации имущественного комплекса порта – площадок, причалов, чтобы понять, что под управлением порта, а затем приступить к его развитию. Причалы в аренду передаваться не будут. Все это будет строиться на концессионной модели: предприятие реализует проект и получает определенные льготы», – сказал Развожаев.

По словам и.о. губернатора, сейчас местное правительство разрабатывает концепцию развития Севастопольского морского порта, которую планирует презентовать в феврале на Российском инвестиционном форуме в Сочи. Среди приоритетов, как обозначил чиновник, перевалка зерна, нефти и строительные материалы, а также рыбохозяйственный комплекс, «который надо возрождать».

По теме:

Кто виноват в банкротстве Севастопольского морского порта

Ранее, в октябре прошлого года, Развожаев говорил, что «если мы сможем сделать концепцию и найти инвестора, который бы работал в рамках государственно-частного партнерства, Севморпорт будет флагманом нашего экономического развития».

Желающие в очередь не выстраиваются

Есть ли уже перспективные инвесторы-концессионеры или вопрос только прорабатывается, из речи Михаила Развожаева понятно не было. Однако, в соответствии с мировой практикой, концессионные соглашения, как правило, заключаются на большие сроки – от десяти лет. Инвестор вкладывает средства в создание определенной инфраструктуры объекта концессии, который впоследствии начинает приносить прибыль концессионеру. Собственником остается государство – концедент.

При таких раскладах крупный российский бизнес в Крым не пойдет никогда

При таких раскладах крупный российский бизнес в Крым не пойдет никогда. Это вам не трассу «Таврида» построить за два-три года, осваивая государственные средства – в случае концессии же надо своими денежками рисковать. А в какую сторону повернется в ближайшие годы ситуация с аннексированным полуостровом, не рискуют предсказывать ни аналитики, ни прорицатели.

Некоторое время назад площадями и мощностями Севморпорта интересовалась госкорпорация «Ростех». Тогдашний губернатор Севастополя Сергей Меняйло в 2015 году продвигал идею спасения порта с помощью инвестиций от «Ростеха», ожидая поступления порядка 7 миллиардов рублей. Город бы в данном случае внес в устав совместного предприятия имущество порта. Но далее прожектов дело по каким-то причинам не пошло.

Чуть позже, в бытность уже Дмитрия Овсянникова севастопольским губернатором, на должность директора предприятия дважды назначались связанные с «Ростехом» лица. Так, осенью 2017 года руководителем порта был утвержден Сергей Емельянов, ранее работавший руководителем департамента в Объединенной двигателестроительной корпорации, которая входит в холдинг «Оборонпром» – одного из ключевых подразделений «Ростеха».

По теме:

Севастополь: умирающий порт «федерального значения»

Год назад морпорт возглавил Валерий Скляров, ранее руководивший ООО «Севастопольский специализированный морской порт» (ССМП – авт.). Учредителями этого совместного предприятия в 2015 году в равных долях выступили АО «РТ-логистика» («дочка» «Ростеха» – авт.) и ГУП «Севморпорт». Это именно тогда губернатор Меняйло рассказывал о мифических 7 миллиардах рублей. Более того, ООО «ССМП» даже не платило порту за услуги перевалки грузов и поэтому стало фигурантом нескольких уголовных дел.

За пять лет «Ростех» не вложил в Севморпорт ни копейки

Таким образом, за пять лет «Ростех» не вложил в Севморпорт ни копейки. Зато в июле 2018 года Дмитрий Овсянников объявил, что госпредприятие «Севастопольский морской порт» передает причалы и технику в аренду компании «РТ-Логистика», чтобы организовать перевалку грузов специального назначения. Платит ли структура «Ростеха» за эти услуги, пока неизвестно.

Спасти «рядового ...» – миссия невыполнима

Основной проблемой, не позволяющей Севморпорту работать с прибылью, является отсутствие достаточных объемов перевалки. И первую роль в этом играют закрытие Киевом крымских портов для международного судоходства и санкции стран Запада.

По данным статистики в 2013 году, накануне аннексии, в Севастопольском морском порту было обработано 4,8 миллионов тонн грузов. В 2015 году грузооборот снизился более чем в 15 раз – до 312 670 тонн. Все последующие годы морпорт работал с убытками, которые, например, в 2018 году превысили 100 миллионов рублей. Перевалено при этом было чуть менее 200 тысяч тонн грузов.

В 2019 году грузооборот порта продолжал падать – в первом полугодии он составил лишь 23,4 тысячи тонн, а общая кредиторская задолженность к середине года достигла 79 миллионов рублей. Данные по второму полугодию и в целом за год пока не обнародованы.

По теме:

Обанкротить «Севморпорт»: миссия выполнима

Работникам порта периодически не выплачивали зарплату и грозили массовым сокращением. Весной прошлого года, видимо, осознав тщетность усилий по спасению предприятия, губернатор Овсянников предложил передать его в федеральную собственность. Предполагалось, что это улучшит ситуацию, правда, непонятно как. Власти начали проводить инвентаризацию активов и кадастрирование участков.

Летом Дмитрий Овсянников был отправлен в отставку, а пришедший на его место Михаил Развожаев процесс федерализации порта застопорил, убедив Кремль, что город сам справится с этой проблемой.

Впрочем, в августе минувшего года ситуация усугубилась еще больше. Российская налоговая служба Севастополя сообщила, что готова инициировать банкротство государственного унитарного предприятия (ГУП) «Севастопольский морской порт» из-за долгов по налогам. На предприятии также образовались долги по выплате текущей зарплаты и перед ресурсоснабжающими организациями, которые прекратили поставки.

Счета морпорта были заблокированы, поэтому правительство города выделило субсидию порту в размере 54 миллионов рублей на финансирование текущей деятельности, ремонт подвижного состава, погашение задолженностей по налогам, арендным платежам и так далее.

При всем этом наибольшие надежды городские начальники возлагают сейчас на экономическое сотрудничество с другим мировым изгоем – Сирией. Туда предполагается отправлять зерно, а также некие машины и агрегаты, а обратно получать фрукты. Но даже с этим направлением деятельности Севастополь пока не справляется.

Интересно, что в июле прошлого года местные чиновники рассказывали о планах создания в Севастополе зернового хаба, который позволит увеличить перевалку зерна через регион в страны Ближнего Востока до 10 миллионов тонн в год. При этом зерновой терминал севастопольского предприятия Рината Ахметова «Авлита» рассчитан на перевалку максимум 3,5 млн тонн в год, а в Крыму даже в рекордном 2017 году было собрано лишь 1,7 миллиона тонн зерновых культур.

Однако мечтания российских властей города-героя идут еще дальше. На той же пресс-конференции в конце декабря Михаил Развожаев сообщил, что «стратегия оздоровления порта очень простая – порт надо оживлять с точки зрения грузооборота. Это в первую очередь развитие рыбохозяйственного комплекса, переработки рыбной продукции. У нас есть зерновые, нефтяные терминалы, которые сейчас не используются. В перспективе мы могли бы выйти на 15 миллионов тонн грузооборота и сделать предприятие сверхприбыльным».

Как тут не упомянуть, что в соседней России порты Тамани и Кавказа не загружены полностью при менее сложной и более удобной логистике. В Крыму же просто нет предприятий, способных совокупно загрузить порт в Севастополе на 15 миллионов тонн грузов в год в обоих направлениях перевалки. Перебрасывать же грузы через Керченский мост в севастопольский логистический тупик экономически невыгодно и даже абсурдно.

Еще одна проблема – это наличие судов, готовых перевозить грузы под санкциями. Из-за принципиальной позиции Украины, добивающейся ареста судов, заходивших в порты аннексированного полуострова, немногие судовладельцы готовы на такие риски.

Между тем текущее положение Севастопольского морского порта продолжает ухудшаться. На днях стало известно, что в Арбитражный суд Севастополя 15 января подан иск о банкротстве Севморпорта. Истцом является ООО «ФОЛ», а поводом для иска – отсутствие в течение длительного времени оплаты поставленной продукции на сумму несколько сотен тысяч рублей.

Геннадий Кравченко, крымский обозреватель

Крым.Реалии

Предыдущая новость:

Севастополь стал полумиллионным городом


Похожие новости


Темы

Cтатьи

09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину
10:39 - 12.02.2023
Топ-5 изобретений украинских военных в войне против РФ
19:13 - 08.02.2023
Почему не работают футбольные санкции в отношении игроков из Крыма?
18:37 - 02.02.2023
«Скрепные» квесты: как древний Херсонес стал местом культа Александра Невского

Другие статьи