Важные новости

«Без ЮНЕСКО Херсонес угробят полностью»: что угрожает античному заповеднику

21.08.2019  /  Категория: Общество  /  Тема: Полный абзац!

На территории музея-заповедника «Херсонес Таврический» могут появиться музей христианства, международный археологический центр и музей античности Византии. О таких планах митрополит Русской православной церкви Тихон Шевкунов рассказал президенту России Владимиру Путину во время его визита в Крым и Севастополь.

городище древнего Херсонеса

«Херсонес Таврический» входит в перечень объектов культурного наследия ЮНЕСКО – этот статус он получил еще до аннексии Севастополя Россией. С 2014 года у организации нет доступа к заповеднику, а сейчас севастопольские ученые высказывают опасения, что требования ЮНЕСКО не исполняются и музей превращается в площадку для пополнения бюджета.

Севастопольская ученая Альбина Гаевская 12 августа опубликовала в Фейсбуке текст своего обращения к министру культуры России Владимиру Мединскому с призывом обратить внимание на «варварское уничтожение» музея-заповедника:

«Нынешнее руководство музея беспрепятственно и безнаказанно осуществляет «реконструкцию» руин древнего города в рамках их понятий о соответствии тех современным требованиям историко-археологических памятников, превращая Херсонес в доходное место. В итоге древний Херсонес, которым так гордятся севастопольцы и все россияне, город, являющийся не виртуальным, а реально существующим мостиком между прошлым и будущим нашей страны, этот город может скоро исчезнуть. Под благими намерениями – чтобы не стерлись древние плиты дорожных покрытий – дороги Херсонеса последовательно закрываются деревянными настилами по всей их ширине, тем самым превращая расположенные вдоль дорог остатки древних сооружений в некое подобие витрин. При этом никто не задумывается о том состоянии, в которое через год-два превратятся эти доски под действием природных факторов».

Херсонес после реконструкции

Кроме того, Альбина Гаевская раскритиковала местное руководство за то, что оно расставило на главной аллее «чудовищно уродливые баннеры, напоминающие виселицы», а также за стремление превратить часть Херсонеса в площадку для концертов:

«Теперь пытаются превратить Херсонес в подобие летнего театра оперы и балета или же театра эстрады, устанавливая многотонные сценоподобные конструкции, протягивая десятки/сотни метров кабеля, расставляя ограждения, распихивая везде светотехническую аппаратуру. Если в 2018 году 500-тонными конструкциями была изуродована Цитадель III века до нашей эры, то в настоящее время в портовой, еще не раскопанной части Херсонеса возводится сооружение, превосходящее прошлогодние сцены в несколько раз. Естественно, ни о какой сохранности артефактов, находящихся под землей, говорить не приходится. Все это искажает аутентичный образ древнего памятника, негативно влияет на его сохранение и создает ограничения для посетителей музея. Но самое главное – это противозаконно».

​Журналисты Крым.Реалии обратились в пресс-службу музея-заповедника с просьбой прокомментировать заявление Альбины Гаевской, но на момент публикации материала ответ еще не получили.

Журналист из Севастополя Андрей Васильев отмечает, что сейчас в городе сложились несколько видений того, как должен развиваться Херсонес.

– Первое отстаивают по большей части представители академической науки, ученые-археологи и просто интеллигентные люди, которым небезразлична судьба Херсонеса. Они видят его как памятник археологии, место, где должны работать экспедиции, проводиться научные конференции и так далее. Второе видение – у местных севастопольских обывателей, далеких от науки и политики. Для них Херсонес еще с советских времен был местом отдыха, пляжем, местом для выгула собак, для шашлыков, то есть потребительский вариант. Третья группа – духовенство. Уже более 20 лет рассматривается вопрос о восстановлении монастыря, который был там до 1917 года. Четвертая группа – люди, которые принимают решения, российский политический истеблишмент.

сейчас в портовой части Херсонеса строится вообще огромное сооружение, в несколько раз превышающее прошлогодние сцены, которые всё также продолжают эксплуатироваться. Культурный слой на этой территории уже весь укатан многотонными машинами и экскаваторами вдоль и поперёк

Андрей Васильев напоминает: президент России Владимир Путин неоднократно подчеркивал, что Херсонес для него – сакральное место.

Херсонес все больше превращается в место для массовых мероприятий, которые посещают первые лица российского государства и их приближенные

Андрей Васильев

– А поскольку имперский стиль предполагает, что всякой сакральности должна соответствовать помпезность, на территории Херсонеса действительно планируются большие работы, чтобы превратить его в такой сакрально-помпезный центр духовно-патриотического воспитания россиян. То есть планируется совершенно новый Херсонес, который в меньшей степени рассчитан на севастопольцев, на ученых, а по большей части – на вкусы современной российской политической элиты, духовенства, туристов. Херсонес все больше превращается в место для массовых мероприятий, которые посещают первые лица российского государства и их приближенные – концерты, оперы. Кроме того, там проводится много мероприятий в целях духовно-патриотического воспитания, то есть никак не связанных с античной историей. Например, предложили проводить там военную присягу.

Нынешний российский директор музея-заповедника Елена Морозова начала работать в Херсонесе в ноябре прошлого года. Она переехала в Севастополь из Санкт-Петербурга, где занимала должность замдиректора местного филиала мультимедийного парка «Россия – моя история». Морозову связывают с митрополитом Русской православной церкви Тихоном Шевкуновым.

В 2017 году Крымская епархия Русской православной церкви попросила передать ей «Херсонес Таврический», чтобы можно было обеспечить «подлинное развитие заповедника». Позже в Русской православной церкви назвали вопрос о передаче объектов заповедника церкви преждевременным. На территории музея-заповедника расположен Собор Святого Владимира – в месте, которое считается одним из тех, где в 987 году мог быть крещен киевский князь Владимир.

В День археолога 15 августа Анатолий Туманов вышел с протестным одиночным пикетом к зданию правительства города.  В его руках - плакат, призывающий прекратить процесс уничтожения исторических памятников, что, по его мнению, продолжается уже на протяжении нескольких лет.

Бывший сотрудник «Херсонеса Таврического» Анатолий Туманов выступает против того, чтобы музеем-заповедником распоряжалась церковь.

Тихон Шевкунов уже фактически вторгся в музейное пространство, в музейное дело – он фактически руководит всеми делами

Анатолий Туманов

– Лично я думаю, что существующий музей прекрасно справлялся с христианской историей, с античной историей. Тихон Шевкунов уже фактически вторгся в музейное пространство, в музейное дело – он фактически руководит всеми делами. Беспредел, который сейчас творится в Херсонесе, это его рук дело. То, что он собирается строить музей христианства, означает, что музей античности у нас пойдет под откос? Не было у нас ничего до этого? Скорее всего, он хочет возобновить деятельность монастыря и переселить музей за пределы Херсонеса. Даже первый создатель херсонесского музея Карл Косцюшко-Валюжинич еще давно говорил, что монастырь отрицательно влияет на памятники истории, потому что он расположился фактически в центре древнего города, монастырские стены построены из древних камней Херсонеса. Из-за этого большая часть города навсегда потеряна для науки.

Анатолий Туманов также считает нарушением установку деревянных настилов и дорожек, о которых говорила Альбина Гаевская.

Люди, которые это делают, они не то что не аттестованы – они вообще не понимают, где они находятся

Анатолий Туманов

– Это пожароопасные конструкции. Недавно Нотр-Дам горел из-за таких деревянных настилов на реконструкционных лесах. Сейчас все городище застелено деревянными мостками, которые легко воспламеняются. Под ними расположены различные кабели, электрооборудование, от которых возможен нагрев, возможна искра. А у нас средняя температура летом 40 градусов! Представьте, в такую жару как начнет полыхать! Люди, которые это делают, они не то что не аттестованы – они вообще не понимают, где они находятся. Они прислоняют металлические ограды к древним стенам. Я недавно прогуливался и увидел один камень третьего века до нашей эры с двумя сколами – скорее всего, как раз из-за оград. Это 243-я статья Уголовного кодекса – порча памятника истории.

Украинский археолог, кандидат исторических наук Эвелина Кравченко утверждает, что Русская православная церковь не имеет никакого отношения к христианству, существовавшему в Херсонесе.

Христианство Херсонеса и Крыма – это не российское православие, которое там сейчас пытаются представить

Эвелина Кравченко

– Еще лет 10 назад появился первый проект музея христианства. Но дело в том, что христианство Херсонеса и Крыма – это не российское православие, которое там сейчас пытаются представить. К российскому православию Таврика не имеет никакого отношения, оно сформировалось в России непосредственно. В Крыму же это раннее христианство, еще до раскола на западный и восточный обряды. Это самое начало катакомбного этапа, когда оно еще сектой было. То, что сейчас там происходит, это какой-то кошмар. Зачем делать музей христианства на территории Херсонеса? Крымское христианство имеет массу других локаций – например, тот же Инкерман, где были монастыри. Но это никого не интересует – интересует именно Херсонес как место, на котором можно заработать очень много денег при таких проектах.

Украинский археолог, старший научный сотрудник национального заповедника «София Киевская» Тимур Бобровский объясняет, что именно требует ЮНЕСКО от объектов в списке всемирного культурного наследия.

– Общее требование: что бы ни происходило на территории заповедника, это ни в коем случае не должно навредить памятнику – ни его материальной структуре, ни его видовым качествам. Дальше все детализируется на уровне плана управления, который необходим для внесения памятника в список. План управления утверждается самим ЮНЕСКО, и там прописывается, что конкретно можно и что конкретно нельзя делать на территории заповедника. В данном случае застройка на его территории исключена, в плане управления об этом четко сказано. Развитие самого заповедника как структуры музейной, административной возможно лишь за пределами охраняемой зоны, в так называемой буферной зоне. Сейчас там пока нет капитального строительства, хотя постройки из дерева, безусловно, нарушают целостность памятника.

По словам Тимура Бобровского, ЮНЕСКО проинформировано о ситуации в «Херсонесе Таврическом» и озабочено тем, чтобы организовать мониторинговую миссию в аннексированном Крыму.

Еще в октябре 2018 года пресс-служба Министерства иностранных дел Украины сообщила, что ЮНЕСКО планирует до апреля 2019-го начать прямой мониторинг ситуации в аннексированном Россией Крыму, однако этого пока что не случилось.

Елена Ремовская

Крым.Реалии

Предыдущая новость:

Автобус дальше не идет, водитель пошел в школу


Похожие новости


Темы

Cтатьи

09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину
10:39 - 12.02.2023
Топ-5 изобретений украинских военных в войне против РФ
19:13 - 08.02.2023
Почему не работают футбольные санкции в отношении игроков из Крыма?
18:37 - 02.02.2023
«Скрепные» квесты: как древний Херсонес стал местом культа Александра Невского

Другие статьи