Важные новости

Трагическая история только что созданного пирса в бухте Голландия

01.07.2019  /  Категория: Общество

Анализ итогов реконструкции пирса "Голландия" рисует удручающую картину, которая, однако, нигде и никак не обсуждается.

новый причал в бухте Голландия в Севастополе

Фото: сайт законодательного собрания Севастополя

Благоустройство Севастополя всегда является востребованной и актуальной процедурой. Кто же будет возражать против предлагаемого вам комфорта и удобств, хорошо продуманных и технически грамотно реализованных решений!

И если ещё эта процедура касается специфического транспортного узла с ну очень редко проходящими (транспортными) средствами доставки, когда ты невольно оказываешься "в зале ожидания", надежды и чаяния людей умножаются кратно.

Примерно в такую ситуацию попал наш "заморский" посёлок Голландия, название которому дали возникшие здесь вместе с городом склады корабельного леса, ставшего основой будущего парусного черноморского флота России. А "Голландии" – это дань уважения Петра I голландским мастерам-корабелам, учившим его когда-то премудростям кораблестроения.

Но время идёт, и вот уже наши современники пытаются оставить свой след в истории города.

На момент начала мая нынешнего года, т.е. спустя почти год после запуска работ по реконструкции пирса в посёлке Голландия, судьба причала не была определена. Всё это время местные жители и представители расположенного здесь института ядерной энергии и промышленности испытывают неудобства и добираются до города в два этапа: сначала на автобусе №46, движение которого никак не согласовано с расписанием движения катеров (как было раньше) и поэтому они приезжают на пл. Захарова (на Северной стороне), как правило, в момент отхода катера в город. И значит, будут потеряны ещё 20 минут до следующего катера.

Аналогичная ситуация наблюдается и при движении из города, когда автобус на Голландию отходит от остановки точно в момент касания пирса пришедшим из города катером. Такая вот логистика!

Подобная ситуация никого не радует, поэтому все с нетерпением ждут открытия традиционного морского сообщения Голландия – Город. Но оно таинственным образом задерживается, что заставляет проявить инициативу в изучении результатов реконструкции пирса.

И первое впечатление очень благоприятное.

Пирс стал шире, появились разделительные потоки, обозначенные ярко жёлтыми дорожками, и изящные светильники с солнечными батареями.

Казалось бы, что ещё нужно! Но вступает в силу известное правило, когда встречают по одёжке, а провожают по уму.

По периметру пирса появилось ограждение. Возможно, оно предписано нормативными документами, но мозги никто не отменял. Пирс - это не автобусная остановка, и его использование во многом определяется текущими условиями внешней среды. Бухта Голландия расположена очень специфически. Находясь практически в средней части большой Севастопольской бухты, она подвержена влиянию южного, западного и особенно северного ветров. Последнее обусловлено особой конфигурацией местности в этом районе.

Здесь красными стрелками показаны направления северного ветра, движущегося с большой скоростью вдоль балок по обе стороны высокого плато (в центре схемы). Вырываясь на просторы бухты Голландия, эти потоки создают весьма сложную аэродинамическую картину.

Здесь красными стрелками показаны направления северного ветра, движущегося с большой скоростью вдоль балок по обе стороны высокого плато (в центре схемы). Вырываясь на просторы бухты Голландия, эти потоки создают весьма сложную аэродинамическую картину.

Поэтому в ненастную погоду при значительном волнении моря и преобладающем сильном и порывистом северном ветре капитаны катеров часто принимали наиболее безопасное решение и швартовались к торцу пирса носом катера к северу, обеспечивая минимальную парусность.

Эта простая и целесообразная в определённых условиях процедура теперь недоступна, т.к. в торце пирса установлено ограждение.

Странным кажется и такое новшество, как выход с катера через узкий проём (дверь) в ограждении шириной в 1,4 м. Здесь можно увидеть мышление на уровне "речного причала", где при любых аномалиях погоды ситуация не соизмерима с морской стихией.

Катер, который на крутой волне и порывистом ветре пытается хоть как-то зацепиться за пирс, теперь должен ещё и пришвартоваться, как космический челнок к МКС с точностью в несколько сантиметров. И если раньше люди выходили с катера широким потоком и сразу оказывались в безопасности на просторном пирсе, то теперь им предлагается, выйдя из катера, совершать пируэты, чтобы "вписаться" в проём ограждения и не толкнуть соседа.

И если раньше люди выходили с катера широким потоком и сразу оказывались в безопасности на просторном пирсе, то теперь им предлагается, выйдя из катера, совершать пируэты, чтобы "вписаться" в проём ограждения и не толкнуть соседа.

Если при этом человек выходит с покупками в двух руках (едет с рынка), то очень вероятно его столкновение со стойкой, и тут опять видим "подводный камень". При высоте ограждения 120 см острые углы проёма на уровне груди могут травмировать неловко ступившего человека.

А что мешало это предугадать и сделать небольшие скосы на углах под 45 градусов и расширить проём хотя-бы до 2-х метров?

Но и это ещё не все злоключения, предлагаемые создателями пирса горожанам.

Вдоль каждого борта пирса установлено по три кнехта на расстоянии порядка 15 метров друг от друга.

Вдоль каждого борта пирса установлено по три кнехта на расстоянии порядка 15 метров друг от друга.

Возникает вопрос, а чем думали создатели проекта (или опять просто сослались на кем-то присланные бумажки!), бездумно бетонируя силовые элементы без малейшего учёта конструктивных особенностей наших катеров?

Практически все жители Севастополя знают, что каждый катер швартуется двумя канатами, расположенными в дверном проёме за кнехты, разнесённые на 3 – 4 метра (и только в ненастную погоду добавляется кормовой крепёж).

Теперь этой пары кнехтов нет, а значит, нет и надёжного крепления катера. Более того, теперь катера вынуждены «цепляться» только за один «торцевой» (самый дальний на пирсе) кнехт, что уже не обеспечивает двухстороннюю фиксацию катера у пирса и не соответствует нормам безопасности, подрабатывая при этом (прижимаясь бортом) винтами. В случае ненастной погоды и удара в корму значительной волной возможен обрыв единственного каната и выброс катера на камни берега.

И если в это время была посадка-высадка, трагические последствия для людей весьма предсказуемы. Как можно было принимать такую работу, заведомо подвергая опасности пассажиров?

В руководстве портофлота утверждают, что ожидается смена катеров на новые, под которые и делался пирс. Но это же абсурд!

До появления новых катеров ещё "как до Луны" (если они вообще появятся и будут соответствовать построенным на пирсе параметрам), а тысячи людей пользуются существующими катерами ежедневно, и им совершенно не интересны "маниловские" фантазии. Что мешало сделать на пирсе всё необходимое для нынешних катеров, предусмотрев при этом и возможность их замены на новые?

И самое интересное, что теперь начнут долбить пирс для его "ремодернизации" (а это опять время и деньги) с большой долей вероятности снижения конструктивной надёжности пирса.

Пробные заходы катеров в Голландию позволили выявить ещё одну любопытную деталь. Оказывается, пирс стал ниже прежнего почти на полметра. И этот, на первый взгляд, безобидный факт может также стать предпосылкой к трагедии.

Пробные заходы катеров в Голландию позволили выявить ещё одну любопытную деталь. Оказывается, пирс стал ниже прежнего почти на полметра. И этот, на первый взгляд, безобидный факт может также стать предпосылкой к трагедии.

Во-первых, мы видим катер, "зацепленный" за одинокий торцевой кнехт, о чём говорилось выше. А теперь присмотритесь к фото, где ребёнок в принципе не может сделать нормального шага, а буквально "летит" к пирсу с высоты и до финиша ещё 10 см. Так вот где проявилось снижение высоты пирса! И это в полный штиль, а что же будет при волнении?

А как быть с пожилыми людьми с их проблемами? Если уменьшение высоты пирса было задумано и создавалось в течение года, то почему за это время никто не позаботился о комплектации катеров дополнительными сходнями или трапиками?

Конструктивная несогласованность пирса и катера проявляется воочию и приводит к опасному несовпадению дверей катера и пирса. И теперь люди должны не только куда-то "вписаться" (см. выше), но и пройти "за бортом" ограды несколько метров по узкому проходу вдоль опасно качающегося на волнах катера (и это с вещами, палочками, костылями, … !) и не имея возможности, в случае чего, выпрыгнуть на пирс.

А кто-нибудь просчитал развитие возможной нештатной ситуации (задымление, пожар), когда пассажиры катера (а его максимальная вместимость 250 человек!), охваченные паникой, ринутся в эти лабиринты? Можно хотя бы вообразить последствия?! События последнего времени с массово гибнущими людьми должны, наконец, чему-то научить.

Ну прямо задекларированная безопасность с решётками так и бьёт ключом!

Но наши удивления находкам "архитекторов" продолжаются. Практически 50 лет я добираюсь на работу из города в Голландию и обратно на катерах портофлота и невольно наблюдаю за действиями матросов при швартовке. Скажу честно, их манипуляции завораживают (а приезжие просто с восторгом наблюдают эту картину), начиная с "выпрыга" на пирс, подхода к нужному кнехту, выбору правильного положения для набрасывания каната исходя из условий подхода катера к пирсу, направления волны и ветра, и, наконец, создание собственно швартового узла на кнехте. Тут виден почерк каждого матроса и вселяется в пассажиров уверенность в их безопасности на этапе выхода из катера.

А когда по какой-то причине ситуация приближается к опасной черте, швартующий матрос становится, пожалуй, одним из главных героев обеспечения реальной безопасности для пассажиров и катера в целом. Мы видим, как изменяется динамика швартовки, сколько усилий физических и нервных затрачивают люди там, за окном, чтобы обеспечить эту самую безопасность. При этом ему для манёвра в надёжном закреплении катера нужно свободное место на пирсе. И оно до сих пор всегда было ему предоставлено, о чём свидетельствуют примеры.

швартующий матрос становится, пожалуй, одним из главных героев обеспечения реальной безопасности для пассажиров и катера в целом

Теперь ситуация изменилась в худшую сторону. Как видно, крепёжные кнехты расположены за ограждениями на узкой полосе, отведённой для швартовки, и настолько приближены к ограждениям, что теперь о полноценных действиях матроса при качке и ветре говорить не приходится, и словесная игра в безопасность теперь касается не так пассажиров, как его самого.

Попробуйте теперь доказать преимущества во всём мешающего ограждения.

И, наконец, последнюю не каплю, а кастрюлю дёгтя в логике реконструкции пирса внесла конструкция "ларька" остановки "Голландия".

До чего же нужно быть бездарным "конструктором" такого специфического объекта, как морская остановка (а фактически – "зал ожидания"), чтобы не познакомиться на месте, в результате общения с жителями посёлка и другими пользователями, а также со специалистами (по погодам, ветрам, приливам) с особенностями данной местности, которые и должны быть положены в основу принятых конструктивных решений.

Сразу поясню о чём идёт речь. Раньше здесь размещалось закрытое с трёх сторон каменное строение, приведённое на архивном фото.

Раньше здесь размещалось закрытое с трёх сторон каменное строение

Открытой частью оно было обращено к южной стороне Севастопольской бухты (к остановке "Троицкая"), а все другие направления были надёжно перекрыты толстыми стенами, что имело глубокий смысл. На приведённой выше карте бухты Голландия с обсуждаемым пирсом видно, что северный ветер двигается по направлению к бухте вдоль Голландских балок и как в аэродинамической трубе приобретает значительную скорость. Ситуация многократно усугубляется в осенне-зимний период, когда ледяной порывистый ветер сопровождается сильным прибоем с северного направления.

При этом волны, ударяясь в глухой угол, образованный прибрежной каменной стенкой и тыльной стороной домика, кумулятивно разбиваются и перекатываются через строение и пирс.

Капитаны катеров этот факт могут подтвердить, а пассажиры, ожидавшие катера (их могли быть десятки – всё-таки посёлок и университет) набивались в "домик" – единственное их спасение от северного ветра и потоков воды.

Подтверждением этих событий являлись остатки металлических перил со стороны дома, которые прокорродировали (проржавели) до предела в морской агрессивной среде. Если к этому добавлялся холодный зимний дождь, то масса замерзающих людей, не вмещавшаяся под крышу, была обречена получить проблемы со здоровьем. Кстати, именно в таких условиях катера часто спасали людей, подходя к торцу пирса (см. выше).

За долгие годы своей нелёгкой, но благородной, судьбы домик сильно обветшал и, конечно, требовал обновления.

Я и все мои коллеги, помнящие весь тот ужас безысходности, с нетерпением ждали новую, современную версию аналогичного строения, хорошо утеплённого, освещённого, надёжно защищающего людей от всех проявлений бушующей стихии, отделанного прочным влагостойким материалом, способным много лет противостоять ударам и агрессивному воздействию морских волн.

И что же мы получили! На фото представлен "шедевр" абсолютно безмозглой конструкции – "фиговый листок", перенесённой с полустанка автобусной остановки на берег бушующего моря.

На фото представлен "шедевр" абсолютно безмозглой конструкции – "фиговый листок", перенесённой с полустанка автобусной остановки на берег бушующего моря

Теперь, благодаря стараниям "модернизаторов" пирса, в описанных выше условиях судьба ожидающих катера усугубляется и с каждым ударом волны в тыльную перегородку будки (стеной назвать нельзя!) на голову и ноги людей через специально для этого выполненные проёмы будут обрушиваться потоки ледяной воды.

Мало того, что будка ни от чего не защищает, но ещё и уменьшает полезную площадь, не вписываясь в фундамент по своим размерам (как было раньше), а людей может быть много!

Теперь, благодаря стараниям "модернизаторов" пирса, в описанных выше условиях судьба ожидающих катера усугубляется и с каждым ударом волны в тыльную перегородку будки (стеной назвать нельзя!) на голову и ноги людей через специально для этого выполненные проёмы будут обрушиваться потоки ледяной воды.

Ну, а сама беззащитная конструкция "будки" из тонкого листового металла будет разрушена морем в ближайшее время.

Кстати, а опущенный ниже пирс, и ранее заливаемый волнами, теперь даёт им свободу действий и предлагает замёрзшим пассажирам сыграть с ними в рулетку: "смоет – не смоет"!

Вот уж действительно – ломать, не строить! Невольно вспоминаются слова поговорки, услышанные от мамы в далёком детстве: "Швея Акуля, что шьёшь не оттуля?" – "А я, маменька, ещё пороть буду!"

Было бы очень интересно узнать фамилии людей, предложивших и утвердивших данный идиотский проект. И никакие объяснения, что "так где-то написано", не принимаются. Ведь если это и писалось, как некое стандартное решение, то на то он и конструктор, чтобы включить мозги и при решении своей задачи учесть все возможные факторы как природного (стихия), так и психологического (поведение людей в экстремальных ситуациях) характера.

PS

Проведённый выше анализ итогов реконструкции пирса "Голландия" рисует удручающую картину, которая, однако, нигде и никак не обсуждается.

Жителей Голландии в первую очередь, естественно, волнуют вопросы, касающиеся организации и расписания движения катеров. Их мысли, весьма тревожные и резкие, прозвучали на проведённой 27 мая на пирсе встрече жителей Голландии и студентов института ЯЭ и П с представителями "от города".

А был "круглый стол" по этому вопросу, проведённый на первом Севастопольском ТВ канале.

Резюмируя всё, сказанное в статье, нужно обратить внимание горадминистрации и соответствующих структур портофлота на условия, при которых эксплуатация пирса и ему подобных будет менее опасной и более комфортной для пассажиров (для исключения эффекта "кусания локтей"):

1. Ни под каким предлогом не допустить тиражирования (если оно предполагается) приведённых выше просчётов при реконструкции других пирсов города.

2. Заменить установленный павильон (будку) ожидания на пирсе "Голландия" полноценным каменным строением с максимально возможным для него размером в пределах границ фундамента и закрытое с трёх сторон. Чтобы не издеваться над людьми, это нужно сделать немедленно до наступления холодов и ненастной погоды.

3. Обеспечить возможность швартовки к торцу пирса, для чего сделать в торцевом ограждении выход шириной 2 метра.

4. Оснастить все катера данного маршрута сходнями для компенсации разности высот палубы катера и поверхности пирса.

5. Расширить боковые выходы в ограждении до 2-х метров.

6. Продумать условия для полноценной двухканатной швартовки катера с наименьшей длиной швартовых концов и максимальным согласованием дверных проёмов катера и пирса.

7. В зоне установки средних кнехтов удалить часть ограждения для повышения удобства и качества швартовки.

Капитан 1 ранга запаса, доцент Института ЯЭ и П СевГУ

Ю.М. Быковский

Предыдущая новость:

Власти заявили о бесплатном проезде льготников на пляжи Балаклавы


Похожие новости


Темы

Cтатьи

09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину
10:39 - 12.02.2023
Топ-5 изобретений украинских военных в войне против РФ
19:13 - 08.02.2023
Почему не работают футбольные санкции в отношении игроков из Крыма?
18:37 - 02.02.2023
«Скрепные» квесты: как древний Херсонес стал местом культа Александра Невского

Другие статьи