Важные новости

Фиолетовые волосы и серьга в носу: школьники Севастополя бунтуют против «уравниловки» дресс-кода

29.04.2019  /  Категория: Общество

Экстравагантные причёски, броскую бижутерию, яркий макияж и маникюр большинство школ запрещает. Не много ли берут на себя образовательные учреждения?

Школьный дресс-код: как привить хороший вкус и дисциплинировать, не подавляя индивидуальность подростков? Имеют ли право образовательные учреждения наказывать учеников за «неподобающий» внешний вид?

И неужели проще установить систему запретов, чем заняться собственно воспитанием и наладить грамотный образовательный процесс?

Синенькая юбочка, ленточка в косе

Об унификации одежды учеников в севастопольских школах СМИ уже писали. Родители в большинстве своём требования, предъявляемые к одежде, принимают и приобретают для детей форму того цвета и фасона, которые выбрали в образовательной организации. Однако в школе могут действовать ограничения и на различные причёски, макияж, украшения.

Относиться к этому можно по-разному. Кто-то скажет, что школа – не место для показа мод и демонстрации себя во всей красе, что тут учиться надо, а не привлекать к себе внимание чёрными ногтями или красной помадой. Кому-то, наоборот, кажутся нелепыми всякие запреты на самовыражение.

Табу на пляжную одежду и обувь, прозрачные ткани, глубокие декольте и мини-юбки призваны воспитывать общую культуру и эстетику, способствовать укреплению дисциплины, отмечают работники системы образования. С этим трудно не согласиться. Естественным кажется и запрет на высокие каблуки, поскольку это может привести к повреждению суставов.

Желая выделиться среди сверстников, подростки часто надевают яркую одежду и аксессуары, делают необычные причёски, а иногда даже пирсинг или татуировки. Если родители ещё могут мириться с эпатажностью своего чада, то образовательные учреждения зачастую начинают «воспитывать» и наказывать.

К сожалению, порой это приводит к открытому бунту и острым конфликтам между педагогами и учащимися средних и старших классов.

Окрашенные волосы, экстравагантные причёски, броскую бижутерию, яркий макияж и маникюр большинство школ запрещает. Многие подростки возмущены жёсткими требованиями. Дети считают, что имеют право на индивидуальность, а школы не должны переходить границы разумного, превращая учеников в серую массу.

Кто же устанавливает эти границы и что делать, если вы не согласны с требованиями школы к внешнему виду учащихся? История установления запретов оказалась довольно запутанной.

В декларации прав школьника ООН сказано: «Каждый школьник имеет право самостоятельно определять свой внешний вид». Минобрнауки определяет достаточно размыто, как должен выглядеть учащийся общеобразовательного учреждения. Никаких жёстких ограничений на федеральном уровне не вводили – решения министерства носят сугубо рекомендательный характер.

«Не рекомендуется ношение одежды, обуви и аксессуаров с травмирующей фурнитурой, символикой асоциальных неформальных молодежных объединений, а также пропагандирующих психоактивные вещества и противоправное поведение», – говорится в письме Минобрнауки от 28 марта 2013 года «Об установлении требований к одежде обучающихся».

По сути, всё отдано на откуп региональным властям и самим школам, которые прописывают свои правила в локальных нормативных актах. Согласно ч. 1 ст. 38 федерального закона об образовании, школы вправе устанавливать требования к одежде учеников, в том числе к её виду, цвету и фасону, знакам отличия и правилам ношения.

«Абсолютная нравственность: запрещено всё»

Дополнительные требования к внешнему виду школьников установлены на уровне города – приказом Главного управления образования и науки города Севастополя. И эти требования являются обязательными для учеников, если на основании данного приказа образовательные организации создают свои акты, являющиеся приложениями к уставу школы.

«Обучающимся запрещается появляться в общеобразовательных учреждениях с экстравагантными стрижками и причёсками, с волосами, окрашенными в яркие неестественные оттенки, с ярким маникюром и макияжем, пирсингом», – такие строки приказа приводит департамент образования в ответе на обращение редакции ForPost.

Мы изучили положения о внешнем виде обучающихся на сайтах нескольких городских школ и гимназий и увидели такие требования во многих нормативных документах.

Среди них – школы №№ 3, 6, 14, 22, 35, 43, 49, 50.

В гимназии № 1 им. А.С. Пушкина пошли ещё дальше и решили регламентировать буквально всё: причёски, длину ногтей, цвет волос и маникюра, даже толщину цепочек, которые дети вешают себе на шеи. В гимназии № 7 требования к ученикам чуть менее строги: им запрещается ходить в школу с ярким маникюром и макияжем, длинными ногтями и пирсингом.

Есть и исключения.

Судя по информации, представленной на сайте школы № 8, в образовательном учреждении не принимали отдельный акт о внешнем виде учеников, а некоторые ограничения утвердили вместе с родителями и учениками. В одном из пунктов правил поведения учащихся 8-й школы указано следующее: «К внешнему виду учащихся предъявляются требования в соответствии с решением общешкольной конференции от 21.05.2016 г.»

Таким образом, можно констатировать: все участники образовательного процесса договорились о том, что дети ходят в школу с чистыми и причёсанными волосами (ни слова об их оттенке, заметьте), без яркой бижутерии и дорогостоящих украшений, а использование неяркой декоративной косметики разрешается только ученицам 10-11 классов.

Также нет специального положения о внешнем виде на сайте школы № 19. В правилах внутреннего распорядка обучающихся находим следующее: «Одежда должна соответствовать деловому стилю», «Не допускаются бижутерия и яркий макияж».

Наиболее лояльной кажется школа № 11. Единственным требованием к внешнему виду учеников, если судить по сайту образовательного учреждения, является выглаженная одежда делового стиля, опрятный вид и аккуратная причёска.

Также мы не нашли специального документа о внешнем виде на сайте школы № 54. Согласно правилам внутреннего распорядка учащихся, принятых в 54-й школе, от детей требуется только классический стиль одежды и опрятный внешний вид.

Демократично подошла к вопросу о внешнем виде школа № 60: в отдельном локальном акте прописана допустимая форма одежды учеников, а среди запретов – только массивные украшения. Такой же запрет содержится в положении о школьной форме и внешнем виде учащихся гимназии № 5.

Какой должна быть форма, решают регионы, но не слишком ли ретиво относятся местные власти к вопросу школьного дресс-кода? Имеют ли право департаменты и управления, а за ними и школы, придираться к мелочам и подгонять всех под одну гребёнку? Не чрезмерны ли требования к внешнему виду школьников, а главное – обязательно ли их соблюдение?

Наказание без преступления?

Школьники по всей стране сталкиваются с неприятием педагогами своего желания иметь нестандартную внешность. Это может выражаться порицанием, беседой с родителями или даже отстранением от уроков.

Так, в 2018 году ученицу одной из пермских школ отстранили от занятий из-за розового оттенка её волос. Тогда эта история стала достоянием общественности и даже дала старт флешмобу #свободуволосам – под этим тэгом пользователи соцсетей выкладывали свои фото с нестандартными причёсками. Пермский омбудсмен тогда назвал отстранение от уроков из-за цвета волос дискриминацией. По мнению уполномоченного, это нарушает право ребёнка на образование.

Стоило немного покопаться в интернете, и мы нашли десятки материалов СМИ о том, что локальные правовые акты школ, перегибающих палку с запретами, в конечном итоге отменялись прокуратурой.

При этом, согласно федеральному законодательству, все ученики обязаны выполнять требования устава и других внутренних документов школы (п. 2 ч. 1 ст. 43 закона об образовании).

Закон разрешает применять меры дисциплинарного взыскания – замечание, выговор и даже отчисление из школы – за неисполнение положений устава и прочих локальных актов (ч. 4 ст. 43 закона об образовании). Отчисление возможно только в отношении учеников старше 15 лет, которым уже объявляли замечания и выговор. Однако выгнать учащегося из школы без согласия родителей и комиссии по делам несовершеннолетних никто не имеет права.

«Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав», – говорится в ч. 9 ст. 43 федерального закона.

Таким образом, отстранить ребёнка от занятий за упорный отказ носить форму или поменять причёску – довольно проблематично для школьной администрации. Но школа способна организовать постоянные, изматывающие напоминания о несоответствующем внешнем виде.

По нашим сведениям, некоторые меры воспитательного характера к отдельным ученикам в севастопольских школах периодически применяются.

Чем бы дитя не красилось

В редакцию ForPost обратилась жительница города, обеспокоенная повышенным вниманием педагогов и психолога школы к цвету волос её ребёнка-подростка. Мама разрешила семикласснице «поменять имидж» и осветлить половину головы. Теперь девочка, судя по фотографии, полубрюнетка, полублондинка. Если не затрагивать эстетическую сторону вопроса, а говорить только о правовой, то у родителей есть претензии к тому, как с её ребёнком стали общаться учителя.

Чем бы дитя не красилось

Фото : Крымская Анестезия/ Яндекс Дзен

Как пишет мама маленькой «модницы», педагоги ребёнка «отвлекали от занятий, принуждая сменить цвет волос», а 17 апреля родители, девочка и учителя встретились на заседании Совета профилактики правонарушений несовершеннолетних.

За комментариями по поводу требований к внешнему виду учеников школы мы обратились к заместителю директора учебного заведения Елене Карнаух. По словам завуча, всё то, что было доведено до сведения родителей, установлено положением о школьной форме и внешнем виде учащихся.

«В локальном акте о внешнем виде чётко прописано, что у обучающегося должны быть волосы натурального оттенка без экстравагантности. А все локальные акты учебного заведения создаются на основании документов, изданных департаментом образования и писем министерства образования», – разъяснила завуч.

Пообщались мы и с классным руководителем девочки. По её словам, изначально претензия матери заключалась в том, что семиклассницу выгнали с уроков. Однако два заместителя директора образовательного учреждения утверждают, что никто и никогда не заставлял детей покидать стены школы во время занятий, поскольку такие действия педагогов неправомерны.

«После весенних каникул девочка пришла, окрашенная в два цвета. Если девчонки отнеслись более или менее спокойно, то мальчишки бурно отреагировали на это. Подростки бывают жестоки. Дабы уберечь ребёнка от психологической травмы, я сказала ей, что дома нужно себя привести в порядок. Почему мать не была поставлена в известность? По той простой причине, что с ней никогда нет связи. До матери я не могу дозвониться в принципе», – говорит классный руководитель.

Администрация и педагоги упирают на то, что в 12-летнем возрасте сложно противостоять давлению со стороны одноклассников. Мама же, видимо, считает, что девочке приходится бороться с «произволом» учителей. Она, по словам завуча, обратилась и в департамент образования, и в аппарат детского омбудсмена в городе Севастополе.

«Если это эстетично и красиво, если это не вредит здоровью ребёнка, если не вызывает насмешек сверстников – ради Бога. Есть в школе девочки с крашеными волосами, есть даже с небольшим аккуратным пирсингом», – отмечает руководство образовательной организации.

На встрече с родителями педагоги порекомендовали выкрасить волосы девочки в один цвет, однако мама к совету не прислушалась. Больше никаких мер воздействия у школы нет, говорит замдиректора. Семиклассница продолжает посещать занятия, и, по словам завуча, больше ей не делают никаких замечаний.

Разные взгляды

Не всегда из-за нестандартной внешности дети подвергаются опале, но всё же педагоги чаще настроены консервативно. О своём видении проблемы журналисту рассказала руководитель 8-го класса одной из школ на Северной стороне.

«В определённой степени нужно выражать себя. В старших классах, на мой взгляд, можно покрасить волосы в натуральный оттенок, сделать неброский макияж. Если хочется татуировку, и родители разрешают, то где-нибудь в потайном месте, поскольку у человека с тату или тоннелями в ушах потом могут возникнуть проблемы с трудоустройством. В школе должна быть ситуация, приближенная к реальной жизни. То есть школьники должны понимать, что такое деловой стиль и где его нужно использовать», – считает педагог.

Мы спросили у психолога, который работает с подростками, правильно ли формировать внешний вид учеников. Поговорили о самовыражении и его последствиях.

«Взрослые иногда не готовы принимать вчерашних детей в новом облике. Они теряются и потому очень часто выбирают назидательно-критикующую позицию, усложняя тем самым и так непростые отношения с подростком», – считает педагог-психолог частной школы в Подмосковье Надежда Дергачёва.

По мнению специалиста, при взаимодействии с подростком важно чётко разделять безопасные и опасные способы самовыражения.

К безопасным педагог-психолог относит, в частности, пирсинг, тату (при условиях качественной стерильной работы), одежду, причёски, музыкальные предпочтения, спорт. К опасным – привычки, вызывающие зависимость, в том числе курение, алкоголь и азартные игры.

Самое главное для взрослых – сохранить жизнь и здоровье подростка, отмечает Надежда Дергачёва.

Психолог утверждает, что принять желание ребёнка выглядеть необычно должны в первую очередь в семье.

«Чем теплее и доверительнее были отношения в семье до кризисного момента, тем легче пережить его всем вместе. Ребёнку и подростку важно базовое семейное принятие, любовь и уважение. А внешность изменчива. Вы же не станете любить меньше того, у кого красный цвет волос», – говорит специалист.

По словам Надежды Дергачёвой, замечания со стороны педагогов и других взрослых ранят подростка, однако он может в этом не признаться.

«Подросток будет защищать своё право на самовыражение либо вступая в конфликт, либо игнорируя данного взрослого. Отсюда, кстати, и снижение мотивации к изучению предмета, если роль идёт о конкретном учителе. Но, безусловно, важнее принятие сверстниками. Если внешний вид подростка вызывает неоднозначные отзывы сверстников, он будет всячески стремиться его улучшить, изменить, чтобы быть принятым в группе», – комментирует проблему педагог-психолог.

Есть у нас также комментарий будущей коллеги-журналистки из Екатеринбурга, которая всегда любила экспериментировать со своей внешностью. Пирсинг, татуировки, необычные причёски – девушка явно не боится выглядеть экстравагантно.

«Три школьных года я ходила с красными волосами. В девятом классе сделала искусственные дреды, а перед экзаменами в 11-м – настоящие. С ними была и на выпускном. Знаю, что в нашей школе девочек «пилили» за цвет волос, но меня это не коснулось», – говорит Елена Коковина.

Елена Коковина

Фото: Елена Коковина

Выводов из этого всего напрашивается несколько.

Школы призваны воспитывать детей, в том числе и прививать им чувство прекрасного, готовить ко взрослой жизни. Однако учителям не стоит забывать: как бы неформально не выглядел ученик, он так же, как и остальные, хочет познавать мир и реализовывать свой потенциал, так же нуждается в поддержке взрослых, а не в порицании. За здоровье же ребёнка отвечают в первую очередь родители.

Мамам и папам необходимо внимательно изучать локальные акты школы, в которую они хотят отдать своего ребёнка. Также нужно помнить о том, что эксперименты подростка с внешностью могут привести к насмешкам ровесников, с которыми ребёнок практически не способен справиться самостоятельно.

А ребятам, желающим выглядеть нестандартно, ничего советовать не станем – не хватало ещё наших нравоучений. Есть родители, есть негласные правила этикета в одежде, есть писаные департаментом образования и школой правила. Но право самостоятельно определять свой внешний вид, насколько нам известно, никто не отменял. Главное быть готовым к тому, что кому-то придутся не по вкусу ваши фиолетовые волосы или серьга в носу.

Предыдущая новость:

"Государство российское вмешивалось". Филарет – о томосе, Пасхе и Зеленском


Похожие новости


Темы

Cтатьи

11:10 - 17.12.2023
Эксперты рассказали, сможет ли Черноморский флот РФ вернуть господство на море
09:10 - 11.12.2023
В Севастополе пытаются создать новый российский беспилотник
09:14 - 01.12.2023
Крымчане остаются без мобильной связи и спутниковой навигации: кто глушит эти сигналы на полуострове
09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину

Другие статьи