Важные новости
Испытание дождём: почему Севастополь тонет?
24.04.2019 / Категория: Общество
Погода на прошлой неделе севастопольцев не баловала: на улице было пасмурно, временами моросило. С приходом дождей, даже не очень сильных, «всплыла», к сожалению, извечная проблема нашего города – подтопление дорог.
Сразу вспомнились осенние ливни, которые в Севастополе часто приобретают масштабы катастрофы. ForPost попробовал разобраться в том, откуда, как говорится, ноги растут – с чем связана проблема и как она решается.
Балаклава, бухта Казачья, Камыши, Лётчики, пр. Острякова, Северная – сложно найти в городе район без проблемных мест. Во время ливней затопленными оказываются тротуары и проезжие части, дворы и подвалы. В некоторых местах вода стоит по щиколотку, а иногда и выше. Ходить по воде севастопольцы не умеют, поэтому во время ливней приходится плыть – прямо по грязным потокам воды.
Причины превращения городских улиц в реки разные. Это и забитые мусором или листвой водостоки, и отсутствие дождеприёмников как таковых, и несоблюдение норм ремонта дорог с ливнестоками и, конечно, изношенность городской системы водоотведения.
Спасение утопающих – дело рук…
Кто же придёт на помощь в случае потопа? За обслуживание сооружений дождевой канализации, или попросту ливнёвки, с 2017 года отвечает ГУПС «Водоканал». Круглый год представители специальной службы контролируют работоспособность сетей, выезжают на место в случае подтопления, устраняют засоры или повреждения дождеприёмных устройств.
«Стараемся как можем», – говорит начальник службы линевой канализации Владимир Олефиренко.
Причин не верить сотруднику «Водоканала» у нас нет: бригады и специальную технику действительно можно увидеть на местах. Однако то ли рук не хватает, то ли самих ливнёвок, но стоит стихии немного разгуляться, как отдельные улицы и дворы неизбежно уходят под воду.
«Мы целыми днями занимаемся обслуживанием и очисткой сетей, которые стоят у нас на балансе. Служба оснащена современной техникой, есть специальные машины и насосы. Набраны, как положено, бригады, в каждом районе, которые в плановом порядке производят осмотр и очистку ливнёвки», – рассказал Владимир Олефиренко.
Водоотливы небольшого размера – лотки и решётки у домов – за ГУПом не закреплены, и их должны чистить дворники, говорит начальник службы. Также часть ливнёвок находится на обслуживании Севавтодора. Но, как утверждает Владимир Олефиренко, в случае подтопления, если поступает жалоба от людей, сотрудники «Водоканала» всегда выезжают на место и принимают соответствующие меры.
Видишь проблему? А она есть
Мы попытались разобраться в том, где кроются главные причины наших потопов. С таким вопросом обратились, конечно, к специалисту, ответственному за обслуживание подземного водоотвода. Признаться честно, ответ нас несколько озадачил.
«Таких мест, где бы вода стояла, где ливнёвки воду не отвели, нет. У нас есть расчётное время, и, как правило, в течение 20 минут после окончания дождя вся вода уходит. Все существующие сети прочищены и работают. Говорить о том, что где-то там у нас затопило, нельзя», – уверенно заявляет начальник службы ливневой канализации.
И советует: когда выпадают мгновенные осадки, создающие поток воды, и невозможно перейти дорогу, нужно просто подождать 15–20 минут после окончания дождя.
Ничуть не умаляя компетентности специалистов предприятия, всё-таки недоумеваем: почему же, если проблемы нет, во время сильных дождей по улицам Севастополя хоть на лодках передвигайся?
Проблема серьёзная, говорит Татьяна Щербакова, депутат округа № 5, в границы которого входит большая часть Ленинского и часть Нахимовского районов. Избиратели часто обращаются к ней с жалобами на подтопление во время ливней, а депутат, в свою очередь, направляет соответствующие обращения в органы исполнительной власти. Однако, по словам Татьяны Щербаковой, всё упирается в отсутствие городской схемы ливневой канализации.
Многочисленные улицы, расположенные на склонах и в балках, можно смело относить к проблемным местам 5-го округа, утверждает парламентарий.
«Улица Пионерская, проезд и переулок Коробкова, куда идёт часть воды с улицы Николая Музыки, хотя там есть ливнёвка, начало улицы Героев Севастополя, где лестница на улицу Подольцева. Может быть, ливнёвки и есть, но находятся они в таком состоянии, что просто не выполняют свои функции. Мы можем говорить и о центре, потому что при сильном дожде заливает даже переход между Мемориалом героической обороны Севастополя и памятником Нахимову, и вода там стоит очень долго», – прокомментировала положение дел Татьяна Щербакова.
Жаловались на неисправную ливневую канализацию и жители 4-го округа, рассказал депутат Вячеслав Горелов.
«Мне поступали жалобы от граждан, проживающих в доме № 32 по проспекту Гагарина. Туда сливалась вода со склона между проспектом и домами №№ 30, 32 и 34, потому что эта часть проспекта Гагарина находится в понижении, которое идёт от площади 50-летия СССР в сторону улицы Ефремова. Там во время дождей жильцы к подъездам подойти не могли. Но текущее состояние дел требует проверки: последнее время жалоб нет. То есть либо починили ливнёвку, либо люди смирились», – отметил парламентарий.
«Раньше город так не плавал...», – говорят старожилы.
И ведь правда! Климат поменялся? Начальник службы ливневой канализации, например, считает это одной из главных причин превращения городских улиц в реки и озёра.
«Топит, к сожалению, все города мира. Это оттого, что изменился климат. Бывает, что мгновенно выпадает чуть ли не месячная норма осадков. Естественно, ливнёвки сразу справиться не могут», – говорит Владимир Олефиренко.
Не исключаем, что в этом есть доля правды. Но ведь и город изменился до неузнаваемости. Сейчас, к примеру, огромные территории заняты непроницаемыми поверхностями: появляются новые автостоянки, активно асфальтируются придомовые территории. Раньше большая часть воды уходила в почву, а асфальт и бетон, как известно, жидкость практически не пропускают. Наверное, обусловлена ситуация с дождевой канализацией и темпами застройки города.
Однако, мы склонны согласиться с губернатором города Дмитрием Овсянниковым, который считает, что главной проблемой всё же является плохо работающая система водоотведения. Ещё в сентябре 2017 года глава города говорил о том, что севастопольские ливнёвки не справляются со своими функциями.
«Ливневая канализация должна обеспечивать беспрепятственный отвод воды. Сейчас же во время дождей улицы Севастополя оказываются затопленными, порой непригодными для нормального передвижения пешеходов и автотранспорта. Ситуацию нужно исправлять в обязательном порядке», – заявлял Овсянников.
От царя Гороха – в XXI век
Единой сети ливневой канализации никогда в городе не было – 76 километров подземных водоотводящих сетей создавались в разное время. Самые новые – в 70–80-х годах. Некоторые скоро отметят свой вековой юбилей – их строили краснофлотцы в 20-х годах прошлого века. Но настоящими «ветеранами» водоотведения можно назвать ливнёвки, которые появились ещё при царе. Да, у нас есть и такие. Например, в районе Очаковцев, как нам рассказали специалисты Водоканала.
По мнению властей, которые, в отличие от сотрудников ГУПа, проблему с ливнёвками признают, в Севастополе нужно строить новую разветвлённую сеть ливневой канализации. Она должна охватить все районы, в которых водоотводы на сегодняшний день либо вообще отсутствуют, либо не справляются со своими задачами.
Так, 7 марта в ходе беседы с журналистами вице-губернатор Владимир Базаров сказал, что ливнёвок на основной части дорог просто нет, и чётко обозначил: городская схема ливневой канализации появится уже в этом году.
Это подтверждает и сайт государственных закупок, на котором можно узнать, что заказчиком разработки схемы выступило ГКУ «Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства», а подрядчиком стала почему-то фирма, чья деятельность связана с воздушными судами, – ООО «Авиакомпания «Авиамониторинг». Появиться же долгожданная схема ливневой канализации должна 15 мая.
Стоит отметить, что над созданием схемы трудятся также члены рабочей группы, сформированной на базе департамента городского хозяйства. В неё вошли специалисты по проектированию и строительству сетей водоотведения, а также сотрудники городского «Водоканала».
«Наша задача – не только критикой, но и советом помочь всё учесть при разработке схемы, ничего не забыть», – отмечает Владимир Олефиренко.
По словам специалиста, новые сети будут состоять из подземных труб большего диаметра, если сравнивать с имеющимися, что позволит воде уходить гораздо быстрее.
«Если сейчас у нас максимальные каналы метровые, то здесь планируются трубы в 2–2,5 метра, которые заложат по направлению к морю, а затем к ним будут добавляться новые районы и улицы, – поделился информацией сотрудник «Водоканала».
Очень хочется верить в то, что новая система улучшит жизнь севастопольцев. Но сначала город должен получить схему – качественную и, надеемся, в срок.
«Учитывая то, как у нас выполняются государственные заказы, главное, чтобы эта схема в принципе была сделана», – выражает опасение депутат Татьяна Щербакова.
Дороги-водоёмы, или Кто сел в лужу
Ливневые канализации не справляются с потоками воды. При чём здесь ремонт дорог? А связь самая что ни на есть прямая, утверждает председатель РОО «Дорожный контроль – Севастополь» Максим Мишин. По его словам, при ремонте дорог ливнёвки иногда просто закатывают в асфальт.
«Взять хотя бы дорогу в районе Восставших, вдоль стены рынка "Чайка". Ливнёвка там была, но из-за того, что её закатали в асфальт, достаточно длительное время вода стояла в районе пешеходного перехода. Да, сделали возвышение, но ведь это говорит о том, что ливнёвка не восстановлена», – говорит общественник.
Вспомнил Мишин и проезд Колобова, на котором после реконструкции оказалось удивительно мало решёток, и улицу Ленина, которую в прошлом году перед 9 мая отремонтировали так, что затапливало площадь Нахимова.
«Самый яркий пример – улица Вакуленчука. Полотно уложено таким образом, что вода в ливневые стоки не попадает. Оползень в районе спуска Котовского – то же самое. Это содержание дорог. Но ни Севавтодор, ни департамент транспорта не обращают внимания на то, куда именно идет вода, не задаются вопросами, почему она не попадает в стоки и что с этим делать», – комментирует ситуацию общественник.
Перед началом подготовки проектно-сметной документации все собственники сетей должны встречаться с проектантом, отмечает Мишин. По его мнению, именно из-за несогласованности действий всех участников процесса ремонта происходят подобные провалы.
«Безответственность чиновников порождает такие вещи. А если бы каждый из них своей зарплатой отвечал за каждый объект… Хотя, тогда у нас в правительстве Севастополя никто бы не работал. Самое лучшее – чтобы была уголовная статья "За бездействие"», – не скрывает возмущения председатель РОО «Дорожный контроль – Севастополь».
А вот Владимир Олефиренко утверждает, что все проекты ремонта дорог проходят согласование в Водоканале.
«Мы смотрим, где трубы, где ливнёвки, также выезжаем на место, когда идёт ремонт, и наблюдаем, всё ли осталось на месте», – говорит начальник службы ливневой канализации.
Бывало, что устанавливались новые решётки с меньшим сечением, отчего вода уходила медленнее, говорит Олефиренко, а вот о случаях, когда ливнёвки оказывались замурованными в свежий асфальт, начальнику службы ливневой канализации ничего не известно.
«Нигде решетки не закатываются. Надо сказать, что подрядчики добросовестные. Если такое случается, то немедленно сами жители звонят и сообщают: "У нас тут под окнами дорогу ремонтируют и решётку закатали". И мы приходим, начинаем разбираться, приводим всё в порядок», – говорит Владимир Олефиренко.
Бери баркас, плывём домой
Масштаб проблемы севастопольцы смогли оценить на прошлой неделе, когда шли небольшие весенние дожди. Соцсети тут же наполнились сарказмом на эту тему. Так, общественник Северной стороны Геннадий Сидоров опубликовал в одной из групп социальной сети «ВКонтакте» видео огромной лужи на улице Александера, где недавно проводился ремонт дорожного полотна.
«Вопрос на засыпку: зачем нужно было отдавать столько денег, чтобы потом не проконтролировать уклон, чтобы вода просто уходила?» – задаётся вопросом общественник.
Севавтодору всё же стоит отдать должное: сотрудники учреждения, судя по информации на странице в социальной сети «ВКонтакте», о своих ливнёвках не забывают.
Ещё одну лужу нашёл активист на улице Переяславской. Кажется, общественнику Северной стороны уже не до сарказма. Не стесняясь в выражениях, описывает он проблему: ливнёвка есть, но вода не уходит, потому что асфальт положили не под уклоном, и теперь на дороге образовывается озеро.
Если посмотреть комментарии под видео, отпадают всякие сомнения в том, что страдает от дождей весь город. Раздражённые севастопольцы либо прямо высказывали своё недовольство, либо высмеивали ситуацию. Некоторые, к примеру, предложили обернуть её «в свою пользу» – устроить платные прогулки на гондолах или соревнования по гребле на байдарках.
Сам же Геннадий Сидоров задумался над организацией рыбалки прямо на дороге-озере. В связи с этим вспоминается описание длительных дождей в известной книге Маркеса: «…рыбы могли бы проникнуть в дом через открытую дверь, проплыть по комнатам и выплыть из окон».
Надеемся, что эта картина не станет севастопольской реальностью, и горожанам больше не придётся шутить о том, что прямо на дороге можно забросить удочку или расставить сети. А после разработки городской схемы ливневой канализации появится в нашем городе система водоотведения, способная противостоять и коварному климату, и уклонению подрядчиков от ремонта с правильным уклоном.
Единственное, что не смогут побороть ливнёвки, – это лень и невоспитанность. Если севастопольцы и гости города будут выбрасывать мусор прямо на улицы и тротуары, то новые стоки забьются так же, как и старые, и можно будет продолжить мечтать о выделении катера или спасательного круга на каждого жителя. Давайте помнить об этом.
Предыдущая новость:
Крымчанин получил 6 лет колонии за попытку взорвать городскую елку
Похожие новости
- 11.01.2019 • В Севастополе из-за ливней образовалось «Брестское море» (видео)
- 25.09.2018 • Погода в Крыму: синоптики предупреждают о резком похолодании и сильном дожде
- 12.09.2018 • Жители Севастополя больше недели живут по колено в грязи
- 28.06.2015 • На восстановление вокзала Симферополя после потопа власти просят 175 млн рублей (всего-то)