Важные новости

«Бизнеса здесь не будет»: станет ли Ай-Петри горнолыжным курортом?

13.03.2018  /  Категория: Экономика

Настоящей зимы в Крыму почти не бывает. Но, когда все-таки выпадает снег и держится небольшой минус, многие стараются успеть покататься на сноуборде, лыжах, да хоть на санках. Самое популярное место на полуострове для этих целей – гора Ай-Петри. Крымчане поделились своими впечатлениями о зимнем отдыхе на горе и мыслями по поводу ведения там бизнеса.

Горнолыжный курорт на Ай-Петри. Крым, 7 марта 2018 года

Горнолыжный курорт на Ай-Петри. Крым, 7 марта 2018 года

Дорога и безопасность

«Каждый раз приключения. Перевозчики, пытаясь заработать за короткий крымский сезон, отправляют на гору неподготовленные машины. Один раз микроавтобус не справился на подъеме со стороны Ялты, отлетел бампер. Мы потратили часа два на объезд с другой стороны, но там тоже не смогли заехать. В итоге нам раздали деньги и отвезли домой. Еще хуже, когда машины загружают до упора и в 8-местный внедорожник усаживают 10-12 человек», – рассказывает студентка из Севастополя Татьяна Попова (фамилия изменена). На Ай-Петри она ездит кататься с 2014 года, несколько раз в сезон. Но только однажды девушка добралась на гору с комфортом. Людей возят частники, найти которых можно найти по объявлениям в интернете и группам в соцсетях.

В этом году Татьяна с друзьями сняла в доме на Ай-Петри четырехместный номер. Сначала он показался комфортным, но, когда температура стала плюсовой и пошел дождь, все изменилось: «По одной из стен комнаты буквально стекала вода, намокли одеяла и постельное белье. При этом мы были только на втором этаже трехэтажного дома».

В Севастополе горнолыжных прокатов нет, поэтому приходится отстаивать очередь на горе: «Можно простоять два часа и услышать, что остались только сноуборды с дефектами: где-то крепление не застегивается, канты сбиты или доска неуправляемая. Но и эти доски разбирают за считанные минуты». Татьяне повезло – у нее есть свое оборудование, но она все равно тратит время на поиск подходящего места для катания. «Защитных сеток нет, нет отдельных трасс для лыжников, детей с плюшками и сноубордистами. Все в куче катаются, и я каждый раз боюсь кого-то случайно сбить или быть сбитой», – рассказывает девушка.

Не стоит экономить и ездить каждые выходные на вот такой вот «курорт» с не оборудованными трассами, без медпункта

Татьяна Попова

После последней поездки возвращаться на Ай-Петри Татьяна больше не хочет. На ее глазах пострадавший после катания на «ватрушке» молодой человек полтора часа ждал скорую, которая не могла заехать на гору. Девушка стала больше задумываться о собственной безопасности: «Не стоит экономить и ездить каждые выходные на вот такой вот «курорт» с не оборудованными трассами, без медпункта. Лучше один раз в сезон потратиться на поездку в тот же Сочи, и быть уверенным, что, если не дай Бог что-то случится, мне не придется лежать на самодельных носилках, ожидая помощи».

Подъемники и трассы

Сергей Рыбаченко работает на Ай-Петри горноспасателем почти 40 лет, за это время на горе он построил 15 подъемников в шести местах. В 1986 году здесь открыли клуб и создали горнолыжную школу, но через 7 лет она закрылась по финансовым причинам. С тех пор никаких улучшений. Сейчас работает только бейби-лифт и два подъемника, один из которых в декабре 2013 года, по словам Сергея, «отжали бандиты». Прибыль от его работы горнолыжный клуб не получает, следить за его исправностью возможности нет: «Подъемник на 26-ом километре благополучно угробили. Он очень маленький, там 300 метров даже нету. А здесь у нас [на Кичкине] 350 и 500 метров. Бейби-лифт – 80 где-то. В общем, мы переживаем отнюдь не лучшие времена, а, можно сказать, худшие».

Если сейчас кто-то говорит, что счастье нам построит на Ай-Петри, у меня один аргумент: если бы это было выгодно, все бы уже давно построили

Сергей Рыбаченко

Периодически появлялись люди, которые хотели инвестировать в горнолыжный комплекс и вести на Ай-Петри бизнес, но, когда понимали, что прибыли здесь не будет, исчезали, говорит Сергей. За 40 лет его работы только один предприниматель рискнул заняться оборудованием подъемников и трасс основательно. Но, когда собрал разрешительные документы, власти потребовали откат, и он отказался от этой идеи. «Поэтому, если сейчас кто-то говорит, что счастье нам построит на Ай-Петри, у меня один аргумент: если бы это было выгодно, все бы уже давно построили. В 90-ые годы, в период Украины, шальные деньги здесь были. И то даже эти шальные деньги никто не вложил», – рассуждает Сергей.

Он объясняет, что высота Ай-Петри (1234 метра) не гарантирует снежной погоды зимой. В этом году хороший снег появился только в конце сезона. Поскольку Ай-Петри – это карстовое плато, где нет и не может быть воды, пушки для напыления снега здесь тоже не поставишь, а возить воду на гору «все равно что черпать воду решетом».

Сергей ссылается на европейский опыт: «Взять Австрию – у них все, что ниже 1500 метров, банки не кредитуют. Но это не значит, что подъемников там нет. Они есть на высоте и 800 метров. Но это чисто частная инициатива. На случай, если будет снег». Для того, чтобы создать на Ай-Петри максимально возможные комфортные условия, по мнению Сергея, нужно восстановить трассы, которые работали раньше, и распределить по ним людей: «У нас на участках должно кататься максимум 60-80 человек. Потому что склон убивается. Свежего снега нет, и он собирается буграми». Двух с половиной склонов, работающих сейчас, недостаточно, должно быть хотя бы четыре. Хорошо оборудовать нужно и учебные склоны. Ставить на Ай-Петри более удобные кресельные подъемники нерентабельно: на их обслуживание и охрану в течение года уйдет много денег.

О горнолыжном будущем Ай-Петри Сергей говорить не спешит. Две недели назад ему лично пообещал помочь представитель президента России в Крыму Александр Ушаков. Но только после 18 марта.

Сервис

В конце мая на Ай-Петри в районе канатной дороги начался глобальный снос: больше ста строений, 46 из которых – кафе. По мнению властей, строения уродовали вид заповедной территории, но позже появилась информация о том, что на этом месте могут построить торговый центр или казино. Теперь заведения остались только на въезде со стороны Ялты – в селе Охотничье. Дома, которые сдают в аренду и 11 кафе. В меню – блюда восточной кухни (многие владельцы – крымские татары и армяне). Интерьер – смесь восточного и советского стилей, телевизор показывает посетителям концерт звезд российской эстрады.

С 2002 года мы пытались неоднократно узаконить это строение, но нам не давали возможности

Геворг Едигорян

Геворг Едигорян работает на Ай-Петри 20 лет, держит здесь кафе. Рассказывает, что заведения в Охотничьем он и другие предприниматели построили в 2002 году, правда, незаконно: «Это здание было построено самовольно. Мы за него заплатили штраф, с ним мы были согласны. С 2002 года мы пытались неоднократно узаконить это строение, но нам не давали возможности». По словам предпринимателя, власти говорят, что до 2020 года документы оформить не получится: «Они не выделяют землю даже на условиях того, что мы здесь все обустроим, проведем канализацию, биотуалеты, возьмем расходы на себя».

Летом все-таки больше прибыли, потому что больше туристов, – признается Геворг. Зимой на Ай-Петри приезжают в основном местные. Повышение цен на продукты предприниматель считает незначительной проблемой: «Если мясо раньше стоило 50 гривен, то сейчас – 300 рублей. Подорожала продукция, но люди зарабатывают больше, значит тратят больше. Глобальных потерь я не вижу».

Сейчас Геворг платит только налог на ведение деятельности. Но говорит, что если сможет арендовать землю, то улучшит условия, а пока не видит особого смысла делать большие вложения: «В моем заведении есть все. Но была бы возможность – я купил бы дорогие диваны. Не то, чтобы сейчас дешевые. Но, понимая то, что нас завтра не уберут, я бы мог улучшаться и вкладывать деньги».

В Крыму – дороже

Сравнивать Ай-Петри с ближайшими горнолыжными курортами в Карпатах и на Кавказе нет смысла. Крым проигрывает прежде всего из-за высоты гор. Цены на Ай-Петри не всегда соответствуют качеству. А стоимость некоторых услуг на уровне или даже выше, чем на хорошо оборудованных горнолыжных курортах.

Из Севастополя на Ай-Петри и обратно можно добраться за 1000 рублей, если поездка однодневная. Из Ялты, которая к горе гораздо ближе, возят за 500 рублей в одну сторону. Еще один способ подняться – канатная дорога из Мисхора – 400 рублей в одну сторону.

Минимальная стоимость места на Ай-Петри за ночь от 1 тысячи рублей с человека (460 гривен). Прокат лыж или сноуборда – 700 рублей (320 гривен) за день, подъемник на весь день – 500 рублей (230 гривен). Средняя цена за обед в кафе – 500 рублей (230 гривен).

Учитывая условия на Ай-Петри, цены можно считать завышенными

Проживание в аналогичном гостевом доме в Карпатах обойдется в среднем в 300 гривен. Средняя цена проката снаряжения – 180 гривен. Оплата подъемника на весь день – в среднем 700 гривен (при этом сами подъемники не только бугельные, но и кресельные). Чек в кафе – от 150 до 400 гривен.

Ночевка на курорте «Роза Хутор» в Сочи стоит от 1200 рублей. Аренда снаряжения – от 800 рублей в день. Подъемники – 2600 рублей в день (гондольного и кресельного типов).

Учитывая условия на Ай-Петри, цены можно считать завышенными. Желание улучшаться есть как у сотрудников горнолыжного клуба, так и у владельцев кафе. Но первым мешает отсутствие финансирования, а вторым –гарантий того, что им дадут работать здесь и дальше.

Оксана Алиева

Крым.Реалии


Похожие новости


Темы

Cтатьи

11:10 - 17.12.2023
Эксперты рассказали, сможет ли Черноморский флот РФ вернуть господство на море
09:10 - 11.12.2023
В Севастополе пытаются создать новый российский беспилотник
09:14 - 01.12.2023
Крымчане остаются без мобильной связи и спутниковой навигации: кто глушит эти сигналы на полуострове
09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину

Другие статьи