Важные новости
Севастопольский художественный музей отмечает 90-летие
09.11.2017 / Категория: Культура
В этом году Севастопольскому художественному музею им. М.П. Крошицкого исполнилось 90 лет. В торжественном мероприятии по случаю юбилея учреждения приняли участие действующие и бывшие сотрудники музея, представители чиновничества, духовенства, научного и культурного сообщества.
За добросовестный труд и личный вклад в развитие музея его сотрудникам были вручены почётные грамоты Законодательного Собрания и благодарственные письма Губернатора Севастополя.
Здание Севастопольского художественного музея. 3 апреля 1963 г.
Музей открыт в 1927 году и в настоящее время располагает одной из лучших художественных коллекций в Крыму. Отдел западноевропейского искусства представлен известными мастерами XVI-XIX веков, среди них: Я.Бассано, Л.Джордано, Ф.Снейдерс, Д.Тенирс Младший, К. Лефевр. В экспозиции отечественного искусства XVIII-XX веков представлены произведения В.Тропинина, И.Айвазовского, И.Крамского, В.Верещагина, И.Шишкина, В.Поленова, И.Репина, И.Левитана, К.Коровина.
Здание Севастопольского художественного музея - одно из самых привлекательных в городе. Около Приморского бульвара это красивейшее четырехэтажное строение с пышно декорированным фасадом возводилось по заказу «личного почетного гражданина Севастополя» купца С.Х. Гавалова еще в конце XIX столетия и, не смотря на то, что в годы Великой Отечественной войны сильно пострадало, было бережно восстановлено.
Постоянная экспозиция позволяет проводить увлекательные экскурсии, знакомя с подлинными шедеврами итальянского Возрождения, «золотого века» Голландии и Фландрии, французского классицизма и эпохи Просвещения. В залах русского и украинского искусства XVIII - начала XX веков у живописных полотен выдающихся художников всегда возможна тихая встреча с любимыми картинами, хотя многие годы неизменный интерес вызывают тематические экскурсии: об истории отечественного искусства - «Художники пушкинской поры», «Передвижники», «Искусство серебряного века»… о видах и жанрах - «Лица эпохи», «Времена года», «Живые вещи»…
К сожалению, обширная коллекция произведений искусства XX века из-за музейной тесноты (два верхних этажа все еще занимает музыкальная школа) пока экспонируется лишь на временных выставках, но они всегда разнообразны, интересны и надолго остаются в памяти посетителей. Наряду с выставками из фондов в музее большое внимание уделяется организации и проведению персональных и групповых выставок современных художников. Это происходило в двадцатом веке, продолжается и в двадцать первом.
Ныне в коллекции Севастопольского художественного музея им. М.П.Крошицкого - уникальной по разнообразию, художественным достоинствам и истории комплектования – более 10 000 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, созданных талантом, умом, умелыми руками мастеров XVI - XXI веков.
Впервые о создании именно Художественного музея в Севастополе заговорили в сентябре 1924 года на III Крымской конференции музейных работников. В архиве Херсонесского музея-заповедника, где проходили заседания, сохранились протоколы, зафиксировавшие активное обсуждение этой идеи: «…Севастополь является крупным центром военно-морских сил…», «в таком рабочем центре, как Севастополь, музей необходим…», «через Севастополь проезжают массы экскурсий, и музей здесь нужен…», «музей будет обслуживать не только севастопольский пролетарий, но и пролетариат всей России…». «Признать целесообразным открытие художественного музея в Севастополе как в рабочем центре» - постановили и на совместном совещании президиумов конференции и Севастопольского райкома РКП(б), а в итоговой резолюции записали: «Конференция считает необходимым, чтобы было немедленно приступлено к организации картинной галереи и обращается к центру с просьбой дать для той цели соответствующий музейный материал». В отправленном вскоре в Москву «Плане севастопольского художественного музея», который ныне хранится в Отделе письменных источников Государственного Исторического музея, отмечалось, что создаваемая коллекция должна вызывать интерес у посетителей «двоякого рода»: севастопольских «красноармейцев, военморов, рабочих, учащихся» и «приезжих из Москвы, Ленинграда, других мест Союза – экскурсантов бывавших в музеях». Поэтому необходим «материал выше среднего качества, относящийся к отечественному искусству второй половины XIX – началу XX веков», но «при прочих равных условиях» должны подбираться «картины, связанные по сюжету с Крымом и произведения художников, связанных с Крымом своей личностью».
В январе 1925 года в Крым уже были доставлены 92 картины выдающихся российских живописцев из Государственных музейных фондов Москвы и Ленинграда Главного управления научными и научно-художественными учреждениями (Главнауки) Народного комиссариата просвещения. Именно в хранилищах Главнауки после революции и завершения гражданской войны скапливались произведения искусства из частных коллекций, а позже, в 1920-е годы, специальными комиссиями распределялись по самым разным музеям России и других республик Советского Союза. Так в Севастополе оказались замечательные картины из ранее широко известных столичных собраний предпринимателей, купцов, общественных деятелей К.Т. Солдатенкова, И.А. и М.К. Морозовых, И.С. Исаджанова, А.А. Коровина, А.В. Руманова и других.
К сожалению, выделение подходящего пространства для размещения картинной галереи в Севастополе задерживалось, и было решено открыть выставку в Центральном музее Тавриды. Тогда же в Симферополе был издан каталог, подготовленный заведующим Крымским комитетом по делам музеев и охраны памятников искусства и старины (КрымОХРИСа) А.И. Полкановым, начинавшийся словами: «Картины, представленные на настоящей выставке, предназначены для вновь открываемого в Севастополе музея в качестве его основного ядра, требующего еще своего развития и пополнения…» Благодаря той скромной публикации мы знаем перечень всех картин первой передачи из Главнауки. Увы, в Севастополе они начали экспонироваться лишь в следующем году. Галерею тогда разместили в тесных и сырых комнатах расформированного музея Л.Н. Толстого, и просуществовала она недолго. В сентябре 1926 года участники IV Крымской конференции музейных работников постановили: «Ввиду отказа Севастопольского исполкома в предоставлении галерее помещения, которое позволило бы развернуть ее надлежащим образом, Картинную галерею в Севастополе ликвидировать, распределив картины между Центральным музеем Тавриды и Ялтинским художественным музеем… В случае предоставления помещения она должна быть возвращена в Севастополь.»
В архивах Москвы, Симферополя, Севастополя сохранилось множество документов, свидетельствующих о неоднократных попытках решения этой затянувшейся проблемы. Наконец, летом 1927 года галерее был передан двухэтажный дом бывшего кинотеатра «Лотос». Это здание примыкало с правой стороны к дому Гавалова – тому, где ныне располагается музей. Ремонт планировалось завершить в конце лета, и к этому времени относится окончательное решение о «переводе» в Севастополь – растущий промышленный центр, базу Черноморского флота – Ялтинского музея.