12 сентября Комитет по имущественным отношениям подконтрольного России парламента Крыма утвердил перевод в частную форму собственности пяти предприятий. «Парламентарии одобрили внесение изменений в Прогнозный план приватизации имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым, на 2017 год», – сообщила пресс-служба парламента.
Список компаний, подлежащих так называемой «денационализации», дополнили предприятиями «Крымхлеб», «Симферопольский комбинат хлебопродуктов», «Крымтелеком», «Крымтехнологии» и «Издательство и типография «Таврида». Пока что эти учреждения имеют форму ГУПов – государственных унитарных предприятий.
Пресс-служба российского парламента Крыма заявила, что депутаты решили сменить форму собственности этих компаний для повышения их эффективности и модернизации.
«Ожидается, что акционирование предприятий «Крымхлеб» и «Симферопольский комбинат хлебопродуктов» позволит сохранить стратегически важное, социально направленное производство, создать более конкурентный инструмент по влиянию на формирование цен на муку и хлебобулочные изделия, а также расширить выпускаемый ассортимент продукции, увеличить доходность и отчисления в бюджет», – говорится в заявлении пресс-службы парламента.
Приватизация крымских ГУПов в сфере телекоммуникаций и печати, по версии депутатов, «позволит повысить качество и расширить перечень оказываемых ими услуг, обновить материально-техническую базу предприятий и даст возможность привлекать инвестиции для обновления основных средств».
«Телеком» наш
ГУП «Крымтелеком» создали в феврале 2015 года на базе крымского филиала «Укртелекома», принадлежащего украинскому бизнесмену Ринату Ахметову. После аннексии Крыма ему почти год удавалось удерживать контроль на предприятием. Первые проблемы возникли в декабре 2014-го. Российская прокуратура Крыма возбудила против оператора связи уголовное дело за «финансирование экстремистской деятельности». Состав преступления, по версии следствия, состоял в том, что предприятие отчисляло военный сбор с зарплат работников, согласно украинскому законодательству. Тогда в крымском офисе «Укртелекома» провели обыск и выемку документов.
10 февраля 2015 года «Укртелеком» заявил, что в Крыму произошло физическое отсоединение оптико-волоконного магистрального кабеля, соединяющего полуостров с материковой Украиной. Крымские власти, подконтрольные России, в ответ обвинили в отключении «Укртелеком». После этого на ключевых объектах оператора выставили вооруженную охрану, представители которой заявили, что теперь административным управлением компании будет заниматься «Крымтелеком». ГУП с таким названием учредило нынешнее Министерство информполитики Крыма.
11 февраля 2015 года российский парламент Крыма объявил о национализации крымского филиала «Укртелекома». Подконтрольный России глава Крыма Сергей Аксенов обосновал необходимость этой меры тем, что предприятие «не перерегистрировалось согласно российскому законодательству, лицензию не получило, зарплату высчитывает и приравнивает к курсу гривны».
Тогда же «национализировали» мобильный оператор «ТриМоб». Все имущество этого предприятия досталось ГУПу «Крымтехнологии» – его также учредило Министерство информполитики Крыма.
Немного другая история – у издательства и типографии «Таврида», которую сейчас также готовят к приватизации. До аннексии Крыма учреждение имело статус госпредприятия и принадлежало Рескомитету по информации Автономной Республики Крым. В сентябре российское правительство Крыма создало ГУП на базе «Тавриды» и отдало его в подчинение Министерству информации.
Есть ли желающие приобрести типографию – чиновники пока не разглашают. Министр информполитики Крыма Дмитрий Полонский рассказал только о дальнейшей судьбе «Крымтелекома». По его словам, на базе предприятия создадут открытое акционерное общество. Весь пакет акций будет находится у государства, но впоследствии часть акций могут продать частным лицам, утверждает Полонский.
Покупатель уже найден?
«Крымхлеб», в состав которого входит восемь хлебокомбинатов, национализировали по той же схеме, что и «Крымтелеком». Раньше предприятие принадлежало компании Lauffer Group – это юрлицо зарегистрировано в Нидерландах. Его фактическим собственником является украинский бизнесмен Александр Лещинский – бывший депутат Верховной Рады от Партии регионов.
В 2014 году назначенные Россией власти Крыма обвинили «Крымхлеб» в «финансировании АТО». Также чиновники заявили, что провели проверку на предприятии, и она якобы показала его «бедственное положение». В итоге 12 декабря 2014 года российский парламент Крыма объявил о национализации «Крымхлеба» и «Симферопольского комбината хлебопродуктов», который также входил в Lauffer Group.
Собственник предприятия тогда заявил, что не видит оснований для подобных мер. Позже компания Lauffer Group пыталась оспорить «национализацию» в Арбитражном суде Крыма и даже Конституционном суде России, но решения вынесли не в ее пользу.
В январе 2017 года российские власти полуострова заявляли, что в их планы не входит приватизировать «Крымхлеб». Однако в конце июня Сергей Аксенов встретился с трудовым коллективом предприятия и объявил, что его преобразуют в акционерное общество. При этом он заверил, что все 100 процентов акций будут принадлежать государству.
«Это решение принято в первую очередь по причине того, что на сегодняшний момент такая форма собственности, как ГУП, не в состоянии эффективно и достаточно быстро выполнять определенные процедуры. Уверен, что с изменением формы собственности увеличится и эффективность предприятия», – заявил тогда Аксенов.
Директор Крымского экспертного центра Алексей Стародубов считает, что вряд ли государство долго будет удерживать контрольный пакет акций «Крымхлеба» и остальных приватизированных предприятий.
Если не приватизировать, то смысла во всех этих телодвижениях нет
Алексей Стародубов
«Если не приватизировать, то смысла во всех этих телодвижениях нет. Это надо передавать управление в другой орган в республики, который будет управлять акционерным капиталом. Созывать наблюдательные советы, устанавливать новые органы управление. Когда ты управляешь в ручном режиме, тебе такие усложненные процедуры ни к чему», – сказал Алексей Стародубов в комментарии для Крым.Реалии.
Эксперт предполагает, что власти Крыма уже нашли покупателя, готового приобрести эти активы. Алексей Стародубов убежден, что Купить «национализированные» активы может только российский бизнесмен, который уже находится под западными санкциями. Другие предприниматели, по его мнению, не будут приобретать компании, рискуя своим бизнесом.
Иван Путилов
Крым.Реалии