Важные новости

Россия как угроза интернету и правам своих граждан

23.03.2016  /  Категория: Политика  /  Тема: Аналитика

цензура в интернете

©Shutterstock

В нынешней России – среди политиков, чиновников, силовиков, законодателей и представителей исполнительной власти, даже среди некоторых ученых и в некоторых слоях интеллигенции укоренилась и активно тиражируется мысль, что «интернет – угроза национальной безопасности России». Это не пустой разговор. Как известно, Министерство связи и массовых коммуникаций России разработало законопроект, в котором заложен механизм контроля интернет-трафика в России. Под видом, якобы «минимизации риска для рунета от временного отключения от внешнего мира при чрезвычайных ситуациях» предлагаются такие меры как создание реестра IP-адресов, постоянный мониторинг трафика, вплоть до мониторинга частной переписки, построение резервных каналов и так далее. В Думе раздаются даже голоса с предложением запретить интернет вообще.

При всей и теоретической и практической запутанности проблемы, более того – при умышленном и нечестном изложении неких угроз от интернета, в стране начинают приниматься крутые меры, которые не только противоречат конституции, той ее статье, в которой гарантируется свободное обращение с информацией, но и явные нарушения прав человека. Хотя именно это и не удивительно, поскольку и сами права человека, даже в том их виде, в котором они закреплены в российском законодательстве, подвергаются ревизии, и патриарх Кирилл объявил их «глобальной ересью», а в устах чиновника они давно уже считаются признаком недопустимого инакомыслия.  

Страшнее интернета зверя нет

Российские прокуроры и другие юристы пишут статьи на темы некоего «интернет-терроризма». По соседству с Крымом, в Краснодарском университете, кандидатскую диссертацию «Интернет как угроза информационной безопасности России» защитил ученый Николай Воронович. Некие М.И. Фалеев, Г.С. Черных публикуют научную работу «Угрозы национальной безопасности государства в информационной сфере и задачи МЧС России в этой области деятельности». 

Только в 2015 году некие «экстремистские материалы» были выявлены якобы на 54 сайтах

В этом процессе участвует и крымская прокуратура. Только в 2015 году некие «экстремистские материалы» были выявлены якобы на 54 сайтах. Речь, конечно, идет в большинстве случаев о критике российской власти, однако прокуратура не преминула поставить вопрос о блокировке этих сайтов. Кроме того, в Крыму на корню прекращено свободное подключение к WI-FI, которое при Украине распространялось на целые улицы, набережные, транспорт, не говоря уже о школах, вузах, кафе, библиотеках.  

Между тем, голосование крымчан в опросе «Крымской правды» на вопрос  «Согласны ли вы с тем, что власть получила право доступа к вашей интернет-переписке?» 71% ответил «категорически не согласен, это нарушение личного пространства»,  21%  согласились с этим, при условии «если требование обосновано и доступ только для органов», и полностью согласились 3% ответивших. Таким образом, в результате страшилок про интернет, уже 24% опрошенных крымчан согласились, что «органы» будут контролировать даже их переписку.  

И это законоположение вступает в прямое противоречие со всеми принципами государства – если провозглашена свобода слова, информации и свобода СМИ, если запрещена цензура и перлюстрация переписки, то какой может быть мониторинг электронной почты и интернет-трафика? 

Наконец, свободолюбивый «Огонек» (№ 11, 2016) публикует статью «Интернет как угроза», представляющую собой главу из книги «Ничего личного» знаменитого американского публициста Эндрю Кина, явного профессионального интернетофоба.  Хитрость, однако, заключается в том, что всю свою полемическую карьеру Энрю Кин строит на противостоянии своего мнения с мыслями своего визави апологета интернета, старшего советника по инновационной политике Хиллари Клинтон Алекса Росса, что обычно для американской дискуссионной практики. «Огонек», однако, представляет мнение Эндрю Кина как абсолютную истину, в то время как аргументы Алекса Росса не излагаются совсем.

Не интернет России, а Россия угрожает интернету  

Между тем, в российской позиции, которую уже можно назвать позицией государственной, поскольку она воплощается в антиинтернетные законы, слишком много несуразностей, чтобы можно было признать ее хоть сколько-нибудь приемлемой.

В российском законодательстве получается нонсенс: нельзя, ограничивая интернет и блокируя целые сайты, необоснованно признавая их экстремистскими, утверждать, что тем самым в России предотвращают «ущерб конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан»

Начать следует с того, как в России понимают саму «угрозу национальной безопасности». В Указе президента России от 12.05.2009 г. № 537 сказано, что «прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства». Так прямая или косвенная? Это далеко не равнозначно, тем более в законодательном плане. Если угроза всего лишь косвенная – то может она и не реализуется, и надо ли для этого принимать указы и законы. Во-вторых, интернет, как признано в мире, олицетворяет собой свободу информации, с другой стороны он реализует право людей на свободное владение информацией, на свободу слова, свободу СМИ. Поэтому в российском законодательстве получается нонсенс: нельзя, ограничивая интернет и блокируя целые сайты, необоснованно признавая их экстремистскими, утверждать, что тем самым в России предотвращают «ущерб конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан». Уж что-то одно – либо ограничения интернета, либо права и свободы граждан. Я не говорю уж о том, что без свободы информации проблематично  в нужном объеме обеспечить и защиту «суверенитета и территориальной целостности, устойчивого развития Российской Федерации, оборону и безопасность государства».

Интернет – техническое достижение ХХ века. Это такое же техническое достижение, как в свое время было изобретение книгопечатания, или же изобретение автомобиля или летательных аппаратов. Поэтому говоря, что «интернет несет угрозу», авторы этих утверждений тиражируют те же самые глупости, если бы они говори ли, что автомобили или авиация несут угрозу для человека. Да, несут. Сколько людей гибнет в авто- и в авиа-катастрофах! Но дело в том, что тут нужно понять: угрозу несет не само техническое средство (автомобиль, самолет или же интернет), а способ его применения. Ведь никто не запрещает строить автомобили и самолеты на том основании, что в них гибнут люди. Почему же интернет подвергается жестоким запретам и ограничениям?  

С другой стороны, интернет – всего лишь технической носитель сообщений, того или иного контента. Поэтому, если власть считает, что эта информация может навредить регуляторные меры должны быть направлены на информацию, а не сам интернет, как в данном случае на сайты и на WI-FI.  И вот здесь-то и зарыта собака. Демократической справедливой власти нет оснований бояться свободно распространения информации, будь то через литературу,  газеты, телевидение, также и через интернет. Запрещает сайты и контент интернета та власть, которой есть чего бояться, впрочем, она также «регулирует» и телевидение, и газеты и другие СМИ. И это называется цензура – и по отношению к интернету также, как и к любым СМИ, а цензура, как известно, законодательно запрещена и в России тоже.

Интернет начинает составлять угрозу для России только тогда, когда она отходит от принципов демократии и правового государства

Поэтому отсюда очень простой вывод: пока Россия оставалась бы правовым демократическим государством с законной и соблюдающей законы и права граждан властью, допускающей обязательную критику в свой адрес, до тех пор интернет и как технический носитель информации, и само свободное обращение информации не составляли бы угрозы для страны и ее граждан. Но интернет по своей сути как средство свободного обращения информации начинает составлять угрозу для России только тогда, когда она отходит от принципов демократии и правового государства, когда власть сама нарушает законы и не соблюдает прав граждан. Интернет, как и все другие СМИ, естественным образом обязаны восстать против этих процессов, и будут бороться с ними независимо ни от масштабов запретов, ни от свирепости цензуры, ни от жестокости наказаний. Правда о неправедной власти всегда всплывет наружу, если нет газете, так в интернете.

Однако в таком случае, авторитарное и нарушающее законы государство становится первым врагом свободы граждан и прав человека, и оно объявляет войну интернету. В России уже этап, когда государство и власть стали угрозой свободе информации, давно наступил. Пришло время защищать диссертации не «интернет как угроза России», а «Россия как угроза интернету и своим гражданам».  

Угрозы реальные и фантастические

Надо сказать, что практически всегда борьба с интернетом ведется в угоду именно такой власти. Например, тот же диссертант Николай Воронович, пишет, что «как показал контент-анализ социальных сетей Интернета, наибольший показатель страниц и групп, угрожающих информационной безопасности, приходится на такой сегмент, как агрессивная направленность против нынешней власти (2,2%). Здесь представлены группы, ведущие агрессивную пропаганду против нынешней власти, поддерживающие идею «революционных» преобразований. Далее следуют страницы и группы, пропагандирующие идеи религиозного экстремизма (1,6%). На третьем месте – страницы и группы хакерских сообществ (0,9%), на четвертом – разжигающие межнациональную и межэтническую рознь, пропагандирующие идеи неофашизма или, например, радикального ислама (0,7%).  

Сделаем здесь поправку на особое понимание в России понятия «экстремизм» куда записывается всякая критика власти. Но и без этого, против власти на момент защиты диссертации в 2012 году было направлено наибольшая количество публикаций в интернете. Но кто, скажите, рассказал диссертанту, что критика власти (даже если агрессивная, хотя это у него для красного словца) представляет собой нарушение закона или какой-то вид экстремизма, или же представляет угрозу национальной безопасности?

Наоборот – гражданское общество должно критиковать власть на каждом шагу. Поэтому 2,2 % контента с критикой власти – это чрезвычайно мало, обычно власть по тому или иному поводу критикуют значительно больше. И вообще, как видно, весь сыр-бор с запретом и ограничением интернета связан именно с этими жалкими 2,2% – власть в России хочет, чтобы и этой мизерной критики ее не было, а потому развязала настоящую войну против интернета – выдающегося технического достижения человечества.

Здравый смысл также подсказывает, что в раздел «религиозного экстремизма», «разжигающих межнациональную и межэтническую рознь материалов», «радикального исламизма» диссертант записал любые материалы с критикой межнациональной политики России, любые требования религиозной, национальной или культурной справедливости и равенства. Поэтому таких материалов явно единицы.

В сумме все, якобы, «экстремистские» материалы интернета по данным диссертанта, как видим, составляют всего 5,4%

Кроме того, в сумме все, якобы, «экстремистские» материалы интернета по данным диссертанта, как видим, составляют всего 5,4%. Однако из них следовало бы вычесть материалы с критикой власти (его 2,2%), а также как минимум раза в два-три уменьшить количество «экстремистских» материалов на религиозные или межнациональные темы. Таким образом, если бы диссертант подсчитал экстремизм правильно, то таких материалов останется какая-то доля процента. И ради этого запрещать или ограничивать весь интернет?

Кроме того, диссертант помимо своей воли показал, что если и идет речь об угрозе интернета, то касается она в первую очередь исключительно зоны Рунета, то есть его российского сегмента. «Наш анализ показал, что такого рода (то есть якобы «экстремистские» – авт.) ресурсы чаще содержатся «ВКонтакте» (12,7%). На втором месте по наличию страниц и групп экстремистской направленности «Одноклассники» (7,4%), на третьем «Фейсбук» (6,1%), на четвертом «Мой мир» (5,2%). Конечно, цифры здесь взяты явно с потолка. Нет ни «ВКонтакте», ни в «Одноклассниках», ни «Фейсбуке», ни в Моем мире» столько (в целом – 31,4% !?) экстремизма. Что он туда записал – неизвестно.

Диссертант почему-то даже не подумал, что приведенные им данные легко проверяются. Он, в частности пишет, что его поисковик дал ответов на запрос «Как взломать сайт» – 287  млн, 12 млн ответов на запрос «Как написать компьютерный вирус», 37 млн ответов дал поисковый запрос «Как отравить человека», 16 млн – «Как сделать бомбу в домашних условиях».  Можете проверить, но это ложь чистой воды. Не дает никакой поисковик даже тысяч ответов на эти запросы. Поистине, стремление угодить власти переходит всякие нормы приличия. К тому же, если кому нужно сделать бомбу – тот сделает ее и без интернета. И настоящие террористы делают свои бомбы явно не по интернету.

В целом отрадно то, что по сути своей интернет – это такой феномен, который нельзя ни запретить, ни ограничить. Интернет – реальный технический гарант свободы информации и прав граждан в мире. Если и есть в нем какие-то негативные влияния (например, привыкание или интернет-зависимость, распространение среди детей контента, предназначенного для взрослых и некоторые другие), то они легко регулируются, причем средствами самого «нэта», как например, «родительский контроль», что давно отрегулировано в цивилизованных государствах. Во-вторых, объем и масштаб преимуществ и возможностей от Интернета неизмеримо больше, чем потенциальных угроз. Поэтому нельзя запретить столь полезное и незапретимое по сути своей. Россия бессильна против интернета.

Анатолий Латышевполитический обозреватель

Специально для Крым.Реалии


Похожие новости


Темы

Cтатьи

09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину
10:39 - 12.02.2023
Топ-5 изобретений украинских военных в войне против РФ
19:13 - 08.02.2023
Почему не работают футбольные санкции в отношении игроков из Крыма?
18:37 - 02.02.2023
«Скрепные» квесты: как древний Херсонес стал местом культа Александра Невского

Другие статьи