Важные новости
Взлетная полоса Антона Шкаплерова
20.02.2015 / Категория: Общество


20 февраля Герой России, летчик-космонавт севастопольского происхождения А.Н. Шкаплеров встретит на околоземной орбите 43-й день рождения. Это будут 88-е сутки его второго по счету (завершение экспедиции намечено на 14 мая 2015 года) космического полета. Известно, что 111-й космонавт России и 521-й космонавт мира Антон Шкаплеров родом из Балаклавы. Журналист "Славы Севастополя" побывал в родительском доме космического земляка, навестил его родителей и постарался узнать, каким было детство героя.
"Три вещи непостижимы для меня и четыре я не понимаю: пути орла в небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к сердцу женщины", - признавался мудрец Соломон. Позвольте продолжить: "Я не понимаю бесконечности Вселенной, бессчетности звезд и почему на Земле рождаются люди, для которых естественным состоянием является полет, словно у них за плечами невидимые крылья". Кто объяснит, отчего балаклавский мальчишка, любивший летом нырять со скалы в море, душою жил небом, бескрайним, высоким, голубым океаном? Почему был готов идти за линию горизонта навстречу крылатой, дерзкой мечте? Ведь поначалу, кроме детской мечты, ничего у Антона Шкаплерова не было. Взрослые улыбались, когда на вопрос "Мальчик, а кем ты хочешь быть, когда вырастешь?" он отвечал: "Космонавтом".
- Однажды с женой мы забрали сына из детского садика и повезли погулять в Комсомольский парк на аттракционы, - вспоминает Николай Иванович Шкаплеров, отец летчика-космонавта. - Повстречали знакомую, которая работала библиотечным коллектором. В шутку она спросила Антона: "Кем ты будешь?", и сын серьезно ответил: "Сначала летчиком, а потом - космонавтом". Спустя какое-то время женщина передала нам книгу о космосе. Мы почитали. Позже я стал покупать еще книги на космическую тему, видя неподдельный интерес сына. Антона увлекало все, что было связано с авиацией. Карманные деньги он тратил, например, на приобретение конструктора для сборки разных авиамоделей. Вся его комната была завешана самолетами, потом и вся лоджия. Это "богатство" по сей день хранится у меня в гараже, - говорит с улыбкой отец.
А ведь следуй Антон семейной традиции, быть бы ему сейчас моряком. Николай Иванович Шкаплеров флотскую службу нес на подводной лодке. Как-то раз, когда заболела и внезапно попала в больницу жена, Тамара Викторовна, пришлось отцу семейства брать сына с собой на дежурство.
- Срочно надо было заступать. Антошка - рядом, одного не оставишь. Когда прошел развод, я незаметно пронес его в каюту, уложил спать. Ночью - проверка. Дежурный по бригаде увидел ребенка и просто обалдел: "Кто это?" Кое-как объяснился. Зато утром Антон с удовольствием перископ крутил. Романтика!
В закрытой на тот период времени Балаклаве праздники было принято отмечать дружно. Семьям моряков разрешалось посещать воинские части, и Антон чувствовал себя комфортно в этой среде. Мальчишек угощали в дни открытых дверей тем же, чем кормили моряков срочной службы в столовой. Будущему покорителю космоса нравились макароны по-флотски и компот. Это "меню" он требовал и дома.
С большой теплотой Николай Иванович перебирает детские фотографии сына, который в этот момент на Международной космической станции со скоростью 9 км в секунду проносится над Землей. Вздыхает:
- Конечно, у меня не было возможности проводить с Антоном столько времени, сколько хотелось бы. Все-таки я военный человек. Но иногда я брал с собой его и друзей, таких же мальчишек. Мы уходили в горы, жгли костры, смотрели на море... Знаю, что Балаклава занимает особое место в сердце Антона. Это для него не просто точка на географической карте. Это среда, в которой он вырос. Одним словом - Родина.
В неспешной беседе выяснилось, что корни у семьи Шкаплеровых белорусские. Родители будущего "небожителя" родом из Быховского района Могилевской области.
- Я родился в деревне Кипячи. Сегодня уже нет населенного пункта с таким названием. А вот лес, уверен, стоит, который мы высаживали с отцом-лесником, - продолжает рассказ Николай Иванович. - Обучение в школе мне давалось легко, но местные условия позволяли окончить только 8 классов. В 16 лет родственники забрали меня в другой город. В Кургане я пошел работать на военный завод, где были великолепные мастера, мои учителя. На подводной лодке я ведь тоже служил механиком. И пускай кто-то называл нас "маслопупами", благодаря технической грамотности я чувствую себя востребованным всю жизнь. В любом механизме разберусь, включая электронику...
- Вы рассказываете, а я невольно вспоминаю биографию первого космонавта Земли Ю.А. Гагарина.
Он тоже был родом из деревни. Так же за образованием поехал в большой город - родственники помогли. Первая специальность была рабочая - формовщик-литейщик. Из Саратовского индустриального техникума пришел в аэроклуб. То поколение советской молодежи буквально бредило небом...
- Да я ведь тоже летать хотел! Надеялся поступить в Курганское летное училище летчиков-штурманов. Но на медкомиссии недоразумение вышло. Это я сейчас понимаю, а тогда отступил. Зато когда настал черед Антона и история с медкомиссией едва ли не повторилась, я уже по-другому отреагировал. Потребовал перепроверки, и оказалось, был прав. Антон здоров без всяких замечаний!
- В одном интервью журналисты спросили Антона Николаевича, человеком какой национальности он считает себя. Космонавт ответил, что корни, дескать, белорусские. Родился и вырос в Севастополе, когда существовал Советский Союз. Но прежде всего он российский офицер и служит России. Думается, что не без вашего личного примера сын выбрал профессию военного.
- Я вам больше скажу. Когда Антон поступил в Черниговское высшее военное летное училище, мы с женой и дочерью Леной присутствовали на принятии присяги. Позже курсантам предложили переприсягнуть на верность Украине. Это было начало 90-х годов. Антон встревоженный позвонил домой, и я сказал: "Сынок, я уже был у тебя на присяге. Больше не приеду". Он правильно понял меня. Переприсягать отказался, и его отправили в Россию по собственному желанию, где он поступил и окончил с отличием Качинское высшее военное авиационное училище летчиков в Волгограде.
...В семье вспоминают: права на управление самолетом Антон получил в школьные годы, то есть намного раньше, чем водительские права. Будущий космонавт дни напролет проводил на летном поле Севастопольского ДОСААФ. Вот как он сам вспоминает тот период жизни:
- Моим инструктором был Михаил Федорович Дудатин. Вначале у меня не все получалось. Но к концу вывозной программы (полеты до первого самостоятельного вылета) я вкусил кайф от полета на самолете. Вылетел в числе первых. Далее еще второй год полетов был. Так вот, к концу учебы в школе мои одногруппники, ребята из Качи, не могли приезжать на аэродром. Они усиленно готовились к выпускным экзаменам в школе. Я же упор сделал на самолеты. Чтобы не простаивала авиатехника, я под прикрытием Михаила Федоровича летал под чужими позывными, немного меняя интонацию голоса.
Бывали дни, когда я один из группы летал целый день, как у летчиков говорят, не вылезая из кабины. Количество переходило в качество, и к концу обучения я летал уже как молодой спортсмен. Тогда-то я и решил непременно связать свою жизнь с небом! Сейчас я поддерживаю связь с начальником Севастопольского аэроклуба Олегом Анатольевичем Охонько. В мое время он был инструктором в соседней авиагруппе. Сейчас он старается сохранить аэроклуб в новых, российских рамках. Надеюсь, что аэроклуб подготовит еще много будущих летчиков ВВС России и космонавтов "Роскосмоса". Я с удовольствием в следующий приезд в Севастополь загляну на аэродром в Юхариной балке и, возможно, полетаю на маленьком винтовом самолете, как 25 лет назад...
После окончания Качинского высшего военного авиационного училища летчиков А.Н. Шкаплеров был зачислен на первый курс в Военно-воздушную академию им. Н.Е. Жуковского, которую окончил в 1997 году по специальности "испытание летательных аппаратов" с присвоением квалификации "летчик-инженер-исследователь". В 2014-м в этой же академии он защитил диссертацию с присвоением ученой степени кандидата технических наук. В 2003 году А.Н. Шкаплеров был зачислен в отряд космонавтов и в течение нескольких лет проходил общекосмическую подготовку. Квалификация "космонавт-испытатель" была присвоена ему в 2005-м. Дважды Антон Николаевич проходил подготовку в составе дублирующих экипажей. Наконец, в сентябре 2011-го состоялся его первый космический полет.
Балаклава с нетерпением ждала возвращения космонавта. Его визит в родную школу N 30 в 2012 году произвел фурор. На встречу с А.Н. Шкаплеровым пришли многие: преподаватели, бывшие одноклассники, дети и их родители. Всех интересовал путь обычного балаклавского мальчишки к звездам, и для многих школьников памятными стали такие слова:
- Мне есть что сказать. Возможно, для кого-то мой успех станет живым примером того, что к мечте нужно идти, несмотря ни на что! Если кто-то вам скажет, что то, что вы задумали, невозможно, не верьте. Я всегда говорю: "Если сильно захотеть, можно в космос полететь!" Вы сейчас в том возрасте, когда нужно ставить себе жизненную цель. Нет ничего невозможного!
20 февраля Герой России, летчик-космонавт севастопольского происхождения А.Н. Шкаплеров встретит на околоземной орбите 43-й день рождения. Это будут 88-е сутки его второго по счету космического полета. Коллектив газеты "Слава Севастополя" присоединяется к многочисленным поздравлениям, которые обязательно прозвучат в этот день. Искренние, теплые пожелания мы постараемся передать в космос от всех наших подписчиков и читателей.
До встречи на Земле!
На снимке: семья Шкаплеровых, конец 80-х.
Фото из семейного архива.
- Однажды с женой мы забрали сына из детского садика и повезли погулять в Комсомольский парк на аттракционы, - вспоминает Николай Иванович Шкаплеров, отец летчика-космонавта. - Повстречали знакомую, которая работала библиотечным коллектором. В шутку она спросила Антона: "Кем ты будешь?", и сын серьезно ответил: "Сначала летчиком, а потом - космонавтом". Спустя какое-то время женщина передала нам книгу о космосе. Мы почитали. Позже я стал покупать еще книги на космическую тему, видя неподдельный интерес сына. Антона увлекало все, что было связано с авиацией. Карманные деньги он тратил, например, на приобретение конструктора для сборки разных авиамоделей. Вся его комната была завешана самолетами, потом и вся лоджия. Это "богатство" по сей день хранится у меня в гараже, - говорит с улыбкой отец.
А ведь следуй Антон семейной традиции, быть бы ему сейчас моряком. Николай Иванович Шкаплеров флотскую службу нес на подводной лодке. Как-то раз, когда заболела и внезапно попала в больницу жена, Тамара Викторовна, пришлось отцу семейства брать сына с собой на дежурство.
- Срочно надо было заступать. Антошка - рядом, одного не оставишь. Когда прошел развод, я незаметно пронес его в каюту, уложил спать. Ночью - проверка. Дежурный по бригаде увидел ребенка и просто обалдел: "Кто это?" Кое-как объяснился. Зато утром Антон с удовольствием перископ крутил. Романтика!
В закрытой на тот период времени Балаклаве праздники было принято отмечать дружно. Семьям моряков разрешалось посещать воинские части, и Антон чувствовал себя комфортно в этой среде. Мальчишек угощали в дни открытых дверей тем же, чем кормили моряков срочной службы в столовой. Будущему покорителю космоса нравились макароны по-флотски и компот. Это "меню" он требовал и дома.
С большой теплотой Николай Иванович перебирает детские фотографии сына, который в этот момент на Международной космической станции со скоростью 9 км в секунду проносится над Землей. Вздыхает:
- Конечно, у меня не было возможности проводить с Антоном столько времени, сколько хотелось бы. Все-таки я военный человек. Но иногда я брал с собой его и друзей, таких же мальчишек. Мы уходили в горы, жгли костры, смотрели на море... Знаю, что Балаклава занимает особое место в сердце Антона. Это для него не просто точка на географической карте. Это среда, в которой он вырос. Одним словом - Родина.
В неспешной беседе выяснилось, что корни у семьи Шкаплеровых белорусские. Родители будущего "небожителя" родом из Быховского района Могилевской области.
- Я родился в деревне Кипячи. Сегодня уже нет населенного пункта с таким названием. А вот лес, уверен, стоит, который мы высаживали с отцом-лесником, - продолжает рассказ Николай Иванович. - Обучение в школе мне давалось легко, но местные условия позволяли окончить только 8 классов. В 16 лет родственники забрали меня в другой город. В Кургане я пошел работать на военный завод, где были великолепные мастера, мои учителя. На подводной лодке я ведь тоже служил механиком. И пускай кто-то называл нас "маслопупами", благодаря технической грамотности я чувствую себя востребованным всю жизнь. В любом механизме разберусь, включая электронику...
- Вы рассказываете, а я невольно вспоминаю биографию первого космонавта Земли Ю.А. Гагарина.
Он тоже был родом из деревни. Так же за образованием поехал в большой город - родственники помогли. Первая специальность была рабочая - формовщик-литейщик. Из Саратовского индустриального техникума пришел в аэроклуб. То поколение советской молодежи буквально бредило небом...
- Да я ведь тоже летать хотел! Надеялся поступить в Курганское летное училище летчиков-штурманов. Но на медкомиссии недоразумение вышло. Это я сейчас понимаю, а тогда отступил. Зато когда настал черед Антона и история с медкомиссией едва ли не повторилась, я уже по-другому отреагировал. Потребовал перепроверки, и оказалось, был прав. Антон здоров без всяких замечаний!
- В одном интервью журналисты спросили Антона Николаевича, человеком какой национальности он считает себя. Космонавт ответил, что корни, дескать, белорусские. Родился и вырос в Севастополе, когда существовал Советский Союз. Но прежде всего он российский офицер и служит России. Думается, что не без вашего личного примера сын выбрал профессию военного.
- Я вам больше скажу. Когда Антон поступил в Черниговское высшее военное летное училище, мы с женой и дочерью Леной присутствовали на принятии присяги. Позже курсантам предложили переприсягнуть на верность Украине. Это было начало 90-х годов. Антон встревоженный позвонил домой, и я сказал: "Сынок, я уже был у тебя на присяге. Больше не приеду". Он правильно понял меня. Переприсягать отказался, и его отправили в Россию по собственному желанию, где он поступил и окончил с отличием Качинское высшее военное авиационное училище летчиков в Волгограде.
...В семье вспоминают: права на управление самолетом Антон получил в школьные годы, то есть намного раньше, чем водительские права. Будущий космонавт дни напролет проводил на летном поле Севастопольского ДОСААФ. Вот как он сам вспоминает тот период жизни:
- Моим инструктором был Михаил Федорович Дудатин. Вначале у меня не все получалось. Но к концу вывозной программы (полеты до первого самостоятельного вылета) я вкусил кайф от полета на самолете. Вылетел в числе первых. Далее еще второй год полетов был. Так вот, к концу учебы в школе мои одногруппники, ребята из Качи, не могли приезжать на аэродром. Они усиленно готовились к выпускным экзаменам в школе. Я же упор сделал на самолеты. Чтобы не простаивала авиатехника, я под прикрытием Михаила Федоровича летал под чужими позывными, немного меняя интонацию голоса.
Бывали дни, когда я один из группы летал целый день, как у летчиков говорят, не вылезая из кабины. Количество переходило в качество, и к концу обучения я летал уже как молодой спортсмен. Тогда-то я и решил непременно связать свою жизнь с небом! Сейчас я поддерживаю связь с начальником Севастопольского аэроклуба Олегом Анатольевичем Охонько. В мое время он был инструктором в соседней авиагруппе. Сейчас он старается сохранить аэроклуб в новых, российских рамках. Надеюсь, что аэроклуб подготовит еще много будущих летчиков ВВС России и космонавтов "Роскосмоса". Я с удовольствием в следующий приезд в Севастополь загляну на аэродром в Юхариной балке и, возможно, полетаю на маленьком винтовом самолете, как 25 лет назад...
После окончания Качинского высшего военного авиационного училища летчиков А.Н. Шкаплеров был зачислен на первый курс в Военно-воздушную академию им. Н.Е. Жуковского, которую окончил в 1997 году по специальности "испытание летательных аппаратов" с присвоением квалификации "летчик-инженер-исследователь". В 2014-м в этой же академии он защитил диссертацию с присвоением ученой степени кандидата технических наук. В 2003 году А.Н. Шкаплеров был зачислен в отряд космонавтов и в течение нескольких лет проходил общекосмическую подготовку. Квалификация "космонавт-испытатель" была присвоена ему в 2005-м. Дважды Антон Николаевич проходил подготовку в составе дублирующих экипажей. Наконец, в сентябре 2011-го состоялся его первый космический полет.
Балаклава с нетерпением ждала возвращения космонавта. Его визит в родную школу N 30 в 2012 году произвел фурор. На встречу с А.Н. Шкаплеровым пришли многие: преподаватели, бывшие одноклассники, дети и их родители. Всех интересовал путь обычного балаклавского мальчишки к звездам, и для многих школьников памятными стали такие слова:
- Мне есть что сказать. Возможно, для кого-то мой успех станет живым примером того, что к мечте нужно идти, несмотря ни на что! Если кто-то вам скажет, что то, что вы задумали, невозможно, не верьте. Я всегда говорю: "Если сильно захотеть, можно в космос полететь!" Вы сейчас в том возрасте, когда нужно ставить себе жизненную цель. Нет ничего невозможного!
20 февраля Герой России, летчик-космонавт севастопольского происхождения А.Н. Шкаплеров встретит на околоземной орбите 43-й день рождения. Это будут 88-е сутки его второго по счету космического полета. Коллектив газеты "Слава Севастополя" присоединяется к многочисленным поздравлениям, которые обязательно прозвучат в этот день. Искренние, теплые пожелания мы постараемся передать в космос от всех наших подписчиков и читателей.
До встречи на Земле!
На снимке: семья Шкаплеровых, конец 80-х.
Фото из семейного архива.
Похожие новости
- 11.09.2012 • Шкаплеров стал Почётным гражданином Севастополя
- 20.04.2012 • Космонавт Антон Шкаплеров стал членом жюри фестиваля
- 16.03.2009 • В Саратове начались "Дни Севастополя"
- 23.02.2009 • Спад промышленного производства в Севастополе составляет 52 процента