Важные новости
Командиру знаменитого "морского охотника" – 95 лет
11.04.2014 / Категория: Общество


О военных подвигах командира гвардейского сторожевого катера "СК-065" Павла Павловича Сивенко (знакомые и друзья зовут его Пал Палыч) написано немало книг и статей. Биография морского офицера оказалась невероятно богатой исключительными событиями. Человек беспримерного мужества, он не раз одолевал судьбу, вынуждая признать его силу. Выходил живым из таких передряг, из которых, казалось, нет уже никакого выхода. Рожденный в Тбилиси, он стал курсантом Черноморского высшего военно-морского училища им. П.С. Нахимова в самый канун войны. 22 июня 1941-го одним из первых встретил врага, участвовал в обороне Одессы, Новороссийска и Севастополя, пишет газета «Слава Севастополя».
В героическую летопись войны П.П. Сивенко вошел как командир сторожевого катера "СК-065", ставшего легендарным. Его подвиг сравнивали с подвигом брига "Меркурий", вступившего под командованием А.И. Казарского в неравный бой. Во время одной из массированных атак противника артиллерийским огнем СК были сбиты три и повреждены шесть самолетов врага. Катеру под командованием П.П. Сивенко удалось избежать полного уничтожения только благодаря отваге экипажа и умелому маневрированию. Сам командир П.П. Сивенко утверждал, что это заслуга всего экипажа.
Каждый из моряков сторожевого корабля владел двумя-тремя специальностями и мог при необходимости заменить товарища. В том бою были тяжело ранены все моряки, но боевого поста никто не оставил. Пулеметчику Куропятникову осколком оторвало руку, ранило в голову и грудь. Он зубами и одной рукой сумел развязать крепивший шашки шкерт и сбросить в воду глубинные бомбы, когда возникла опасность взрыва. Шесть ранений осколками получил боцман Антоненко. Раненый в правую руку и голову, он продолжал стрелять, придерживая пулемет плечом. В полузатопленном отсеке бились за живучесть корабля механик Калашников и мотористы - они смогли заделать пробоины, ввести в действие вспомогательный двигатель и водоотливную систему. Когда был убит осколками разорвавшейся у борта бомбы наводчик Перевозников, его заменил командир носового орудия Скляр. Он продолжил вести огонь, будучи сам тяжелораненым...
Заслуги "ноль шестьдесят пятого" были отмечены высокими правительственными наградами. За участие в Великой Отечественной войне П.П. Сивенко был награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, медалями "За оборону Одессы", "За оборону Севастополя", "За оборону Кавказа" и многими другими. В перечне наград есть и американская награда - орден "За выдающуюся службу". Но сам командир "морского охотника" сказал в одном из интервью: "Ордена... Мы их не ждали. Мы воевали не за награды".
Сотни кораблей отконвоировал "СК-065", участвовал в высадке морского десанта, наводящего неподдельный ужас на врага. В штормовую погоду, под шквальным огнем противника катер вывозил бойцов, будучи порой единственным средством их спасения. О не вернувшихся из боя командир П.П. Сивенко помнил всю жизнь. Шли годы, а их лица остались в его памяти навсегда молодыми...
После увольнения в запас Павел Павлович работал в Морском гидрофизическом институте АН УССР в должности инженера лаборатории рельефа дна океана (1961-1981 гг.). Участвовал в пяти рейсах научно-исследовательского судна "Михаил Ломоносов" и в пяти рейсах НИС "Академик Вернадский" в качестве научного сотрудника и начальника отряда.
Сегодня бывшие коллеги, многочисленные друзья, ветераны Великой Отечественной и жители Севастополя от души поздравляют П.П. Сивенко с 95-летием. С днем рождения, командир! Крепкого вам здоровья, благополучия и радостей в жизни! И спасибо за все.