Важные новости
В Украине очередная «договорная» Конституция
21.02.2014 / Категория: Политика / Тема: Аналитика
Парламент Украины проголосовала за возвращение к Конституции 2004 года. Изменения в Основной закон расширят полномочия Верховной Рады и сделают ее менее зависимой от президента.
Верховная Рада Украины в пятницу, 21 февраля, проголосовала за восстановление действия Конституции 2004 года. За решение проголосовали 386 депутатов при необходимых 300 голосах для принятия закона.
Дальше будет много букв, поэтому ленивых и не понимающих сути вопроса прошу не читать.
Первая Конституция – затяжной старт
Первая Конституция независимой Украины была принята 28 июня 1996 года на 5-й сессии Верховной Рады Украины 2-го созыва. Эту Конституцию разрабатывали и перерабатывали с 1991 года, к работе над её созданием были приглашены лучшие специалисты. Однако, конституционный процесс всячески тормозился как президентами, так и внутри самой Верховной Рады.
В этой ситуации Президент Украины 26 июня 1996 г. обнародовал Указ о проведении 25 сентября Всеукраинского референдума по вопросу принятия Конституции Украины. На референдум предполагалось вынести проект Основного Закона, подготовленный Конституционной комиссией и принятый за основу большинством депутатов Верховной Рады в марте 1996 г.
Этот шаг Президента мог привести к роспуску Верховной Рады, что вынудило её искать компромисс и ускорил конституционный процесс. 28 июня 1996 г. после 2 суток беспрерывной и напряженной работы Верховная Рада Украины приняла Основной Закон суверенного государства. Было решено вести работу в режиме одного заседания до принятия новой Конституции Украины и 28 июня в 9 ч 18 мин после 24 ч непрерывной работы Верховная Рада Украины приняла и ввела в действие Конституцию Украины ("за" проголосовали 315 народных депутатов). Тогдашний председатель ВР Александр Мороз ставил и ставил доработанные варианты законопроекта на голосование.
Конституция зафиксировала факт четкого распределения двух властей: сосредоточение сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной - в руках парламента. И это было с восторгом встречено в Европе. Принятие Украиной Конституции в 1996 году было признано главным событием года в сфере европейского конституционного права. “Конституция устанавливает сильную исполнительную власть ... предусматривает наличие системы сдержек и противовесов, что делает невозможным возвращение к авторитаризму. Принцип верховенства права очень хорошо воплощен в тексте Конституции. Внедрение демократического местного самоуправления, а также важная роль, отведенная Конституционному суду, будут способствовать утверждению демократической культуры в Украине”, - таким был окончательный вывод Европейской комиссии “За демократию — через право” (Венецианская комиссия).
Попытки изменения
В августе 1999 года (в начале президентских выборов, которые состоялись в ноябре-1999) президент Кучма высказался за проведение всенародного референдума с целью внесения изменений в Конституцию.
15 января 2000 года президент Кучма подписал Указ о проведении референдума.
16 апреля 2000 года прошло голосование по всенародному референдуму по четырём вопросам: 1) о введении двухпалатного парламента; 2) о праве президента распускать парламент, если в течение месяца он не сформирует постоянно действующее большинство или в течение трёх месяцев не утвердит бюджет; 3) о сокращении депутатов с 450 до 300; 4) о лишении депутатов неприкосновенности. На все эти вопросы референдум дал положительный ответ; но ни один из них не был имплементирован в парламенте.
Общее направление предложенных изменений в Конституции было - усиление власти президента и ослабление парламента. Наибольшие последствия могло иметь введение двухпалатного парламента - предполагалось, что «верхняя палата» будет формироваться при участии президента; и будет выполнять контроль за законами и постановлениями, которые приняты нижней палатой парламента.
Реформа Конституции
Усиление власти президента приводило к снижению его рейтинга. Аналитики прогнозировали снижение количества провластных депутатов на выборах в Верховную Раду. Кучма инициировал конституционную реформу. Её направление было противоположно предыдущим инициативам Кучмы, а именно, президент Кучма предложил - ослабить власть будущего президента и превратить Украину в парламентскую республику, в которой правительство будет формироваться парламентом.
Во время Оранжевой революции, в начале декабря 2004 года, президент Кучма (при поддержке соцпартии Мороза, компартии Симоненко, при поддержке премьер-министра Януковича) поставил условие, что согласится на «переголосование второго тура президентских выборов» только в обмен на принятие в парламенте «Конституционной реформы» (к этому времени Верховный Суд Украины уже принял 3 декабря 2004 года решение о «невозможности установления результата на выборах президента, по причине массовых фальсификаций»).
Для преодоления острого политического кризиса, стремясь остановить эскалацию противостояния в стране, по требованию политических сил 8 декабря 2004 года Верховная Рада приняла (402 голоса «за», в частности «за» голосовала вся фракция «Партии регионов»; но не голосовала вся фракция «Блока Юлии Тимошенко» и лично Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко) Закон Украины № 2222-IV «о внесении изменений в Конституцию Украины» и (в пакете к нему) «Закон о внесении изменений в закон о выборах Президента» (последний позволил провести переголосование второго тура выборов Президента). Президент Украины Леонид Кучма подписал эти документы немедленно после голосования - на трибуне Верховной Рады.
Закон об изменении в Конституции (о политической реформе) предусматривал переход от президентско-парламентской к парламентско-президентской форме управления - то есть формирование правительства осуществлял не президент, а «коалиция депутатских фракций»; также срок полномочий Верховной Рады был продлён до 5 лет (по Конституции-1996 - 4 года).
Откат
Далее цитирую из статьи Елены Лукаш, юриста, первого заместителя главы администрации президента, представителя президента в Конституционном суде (статья написана в 2010-м).
«Принимая изменения в Конституцию Украины, парламент допустил сознательное и грубое нарушение конституционной процедуры принятия изменений в Конституцию Украины. Около 35 поправок в текст Конституции были внесены без соблюдения процедуры конституционного контроля. Закон 2222 голосовался в “пакете” с законом о проведении дикарского, с правовой точки зрения, “третьего тура” президентских выборов.
Что тогда говорило мировое сообщество, все уже забыли. А следует вспомнить.
Например, Парламентская ассамблея Совета Европы в §14 Резолюции №1466 (2005) “О выполнении обязанностей и обязательств Украиной” отмечала: “Парламентская ассамблея обеспокоена тем, что новые конституционные изменения были приняты без предварительного рассмотрения Конституционным судом так, как это предусмотрено статьей 159 Конституции Украины и как это истолковано в решении Конституционного суда Украины от 1998 года. Поэтому Парламентская ассамблея настойчиво призывает органы власти Украины как можно скорее исправить эти вопросы, чтобы обеспечить легитимность конституционных изменений и их соответствие европейским стандартам”.
Как отмечается в докладе Мониторингового комитета ПАСЕ “Выполнение обязанностей и обязательств Украиной” (документ №10676, 5 октября 2005 года), беспокойство комитета, выраженное в заявлении комитета от 15 декабря 2004 года, вызвал также тот факт, что новые изменения в Конституцию Украины были приняты без предоставления заключения Конституционным судом Украины (§ 40); “последний факт имеет чрезвычайно важное значение, поскольку он может привести к ОТМЕНЕ закона №2222 Конституционным судом. Согласно статье 159 Конституции, законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины рассматривается Верховной Радой Украины при наличии заключения Конституционного суда Украины о соответствии законопроекта требованиям статей 157 и 158 Конституции. К тексту законопроекта, рассмотренного Конституционным судом, больше не могут вноситься никакие изменения перед его принятием. Однако ситуация с законопроектом №4180 сложилась иначе, поскольку в этот законопроект были внесены изменения — и не только технические поправки — перед окончательным его утверждением 8 декабря 2004 года” (§41).
Таким образом, европейские эксперты уже тогда недвусмысленно предупреждали нас об очевидных нарушениях в ходе принятия изменений в Конституцию-2004 и о последствиях таких нарушений: возможность отмены закона № 2222 судом.
Более того, Европейская комиссия “За демократию через право” (Венецианская комиссия) обнародовала заключение от 13 июня 2005 года, в котором отметила, в частности, что “<...> Закон о внесении изменений был принят поспешно, с целью разрешения острого политического кризиса” (§49). Комиссия пришла к выводу: “В целом конституционные изменения в принятой редакции не полностью позволяют достичь цели конституционной реформы — установления сбалансированной и функциональной системы правления” (§ 50).»
Откат к Конституции 1996 года был успешно совершён Конституционным судом. В середине 2010 года «252 народных депутатов» (фракция «Партии регионов» и их союзники в парламенте) направили в Конституционный суд Украины запрос с требованием отмены «Конституционной реформы».
30 сентября 2010 года Конституционный суд Украины принял решение о том, что Закон № 2222 о внесение поправок в Конституцию Украины (принятый в Верховной Раде 8 декабря 2004 года и известный как «Конституционная реформа») был принят с нарушением процедуры, а именно, перед голосованием в него были внесены изменения, которые не прошли экспертизу в Конституционном Суде. На этом основании Конституционный Суд Украины 30 сентября 2010 года прекратил действие Конституции в редакции 2004 года, которая действовала в период 2005-2010 годов.
Возврат к старой Конституции был немедленно «обгавкан» западными политиками. Они понимали, что партии регионов нужно большинство в парламенте, которое она соберёт при помощи депутатов-мажоритарщиков.
Что, собственно и получилось.
Возврат (откат отката)
Сформировав большинство в парламента после выборов 2010 года регионалы начали делать то, что всегда умели лучше всего: воровать, отжимать и осуществлять передел.
Что, разумеется, не понравилось оказавшейся не у дел оппозиции. Работа парламента всячески саботировалась, но желаемого эффекта это не давало.
Повод подвернулся совершенно случайно. По неизвестно чьему приказу бойцы «Беркута» зверски избили мирных демонстрантов Евромайдана. Оппозиция моментально подстроилась под ситуацию и попыталась «возглавить» протестное движение.
Возглавить не вышло, зато получилось «трансформировать» требования протестующих.
Ловко манипулируя мнением народа, тройка оппозиционеров выдвинула лозунги возвращения Конституции-2004, досрочных президентских и парламентских выборов и т.д. Имея в виду, разумеется, в результате этих изменений прийти к власти.
И вот сегодня их мечта осуществилась.
Насколько законным был такой «возврат» к Конституции, думаю, скоро расскажут юристы.
Сомневаться не приходится лишь в том, что в очередной раз процесс конституционных изменений был заменён «договорённостями». Как в 2004-м году, так и сегодня, Конституция менялась в ходе кризиса.
Будет ли после этих изменений хорошо народу Украины, покажет время. Но у меня лично есть большие сомнения…
Роман Черненко
Похожие новости
- 13.01.2012 • Теперь оранжевые хотят закон о Севастополе
- 18.10.2011 • Украина таки перейдет на зимнее время с 30 октября
- 02.10.2010 • Конституец подкрался незаметно
- 11.02.2009 • Парламентский комитет отправил на доработку законопроект о статусе Севастополя