Важные новости

Старший мичман боевых дельфинов

07.02.2014  /  Категория: Общество

Как краснодеревщик помогал дельфинам диверсантов ловить

«Хочу на крейсер!»
Родился Валерий Митрохин морозным утром 2 февраля 1951 года в Ровенской области. В 1954 году семья переехала в Хмельницкую область. В школе учился неплохо и без особого труда поступил в Киевское ремесленное училище №16. Выучился на столяра-краснодеревщика и вернулся по месту жительства работать на мебельной фабрике. Не успел втянуться в работу, как повестка из военкомата пришла. Но Валера решил не пешком пойти в военкомат, а повыпендриваться перед сверстниками, приехать на мотоцикле. Машина «ИЖ-49» была довольно ветхой. И по пути «искра в землю ушла». Пока Валера возился с заглохшим мотоциклов, пока добирался до военкомата, медкомиссия уже работу завершила. Военком с докторами успел отобедать, чарку опрокинуть. Он сурово спросил у юноши, что его привело в столь поздний час в военкомат. Оправдания призывника слушать не стал, приказал на следующий день с родителями явиться, как злостному уклонисту от воинской службы. А в те годы до трех лет по статье схлопотать можно было. Мать Валерия дома отругала за мотоцикл, но в военкомат пошла. По дороге легенду придумали. У Митрохиных хозяйство большое. Гуси, коровы, свиньи. Рассказали военкому, что корова загуляла. Вести ее нужно было к быку в соседнюю деревню. А кто ж поведет, как не сын? Военком смеялся искренне. Во как совпало – тут вам и призыв, тут вам и корова негуляная. Но дал отсрочку Валере на полгода, пообещав отправить его служить туда, куда Макар телят не гонял.

Оказалось, что не гонял Макар телят на Черноморский флот. Уже по новой повестке прибыл на сборочный пункт в Шепетовку. Команду 120-А возглавили капитан третьего ранга и мичман. Вот он-то и сопроводили новобранцев к месту службы в экипаж. Так Валерий Митрохин впервые море увидел в городе –герое Севастополе. В учебном отряде имени адмирала Октябрьского  прошел школу молодого бойца, но краснодеревщека сразу командиры заприметили и грузили его работой по специальности. Учебный отряд шефствовал над пионерскими лагерями «Алсу-1» и «Алсу-2». В преддверии летнего сезона большую группу матросов отправили территорию в порядок приводить. Валере досталось мебель ремонтировать. Позже помогал завхозу, был пионервожатым. Райская жизнь у моряков почти полгода. Да только приказ командующего пришел вернуть весь личный состав на корабли. Не хватало служивого люда на флоте. Исключение сделали только для желающих в школу техников поступать. Митрохин мечтал о погонах и подал рапорт в эту школу. Экзамены сдал успешно. Сочинение о защите Отечества и математику не больно сложную. Курс набрали в 312 человек. Но к выпуску пришли только 121. Остальных отчислили за неуспеваемость, за самоволки и другие нарушения дисциплины. Пришло время распределения и предложило командование Митрохину в Горький ехать на завод, где экранопланы в те времена строили.
мичман Митрохин
Но Валерий предпочел остаться на флоте. Комиссия вопрошает: «И куда же это вы, товарищ мичман, хотите идти служить?» Глянул Митрохин в окно, а там в бухте на бочках стоит красавец крейсер «Адмирал Ушаков». «Хочу на крейсер!»,- сделал выбор Валерий. Так и определилось его первое место флотской службы в качестве мичмана. Освоил заведование радиолокационной станцией и был на хорошем счету в командира.
Легкий крейсер
А в ту пору горячая обстановка была между Израилем и Египтом. Советские десантные корабли везли в Египет новейшую боевую технику. Крейсера играли роль охранения . На кораблях даже роты десантные были сформированы для обеспечения беспрепятственной разгрузки военного груза на берег в Александрии. По ходу дела крейсер еще и обеспечивал боевую подготовку средиземноморской эскадры, таскал за собой щит-мишень для артиллерийских стрельб. И мишень эту пришлось делать Митрохину. С задачей он справился на отлично. А походы в Средиземку тянулись по нескольку месяцев. Времена года в Севастополе успевали смениться. Артиллерийские крейсеры свою задачу выполнили и командование их определило на отстой у стенки в Севастопольской бухте. Надолго ошвартовался там и крейсер «Адмирал Ушаков». Мичмана Митрохина судьба позвала в отряд подводных пловцов.

Знакомство с дельфинами
Отработку задачи по борьбе за живучесть корабля личный состав крейсера «Адмирал Ушаков» проходил на специальном полигоне на Константиновской батарее. В широкие поддоны наливали солярку, поджигали. А потом матросы учились тушить пожар, работать с огнетушителями, с пожарными рукавами. Валерий многократно с матросами крейсера бывал на полигоне, познакомился с личным составом полигона, подружился. И вот мичману Митрохину как-то предложили перейти в 102 отряд специального назначения борьбы с ПДСС Черноморского Флота, базировавшийся на той же Константиновской батарее.
диверсанты
Противодиверсионная служба требовала в совершенстве владеть подводным снаряжением. Пришлось осваивать новое для себя дело. Совершил учебные спуски, какие были положены по инструкциям. А тут еще выяснилась сверхсекретная подробность о том, что вместе с людьми в отряде служат еще и дельфины. Так мичман Митрохин стал еще и инструктором-тренером дельфинов. В группу спецназначения входил командир, заместитель, 4 мичмана, 2 матроса. В распоряжении группы находился водолазный катер.

Дельфины афалины уже прошли курс обучения и могли выполнять большой набор упражнений. Умели здороваться плавниками, ходить на хвосте, кружиться по вольеру. Любой предмет, оброненный в воду, человеку подавали. Хоть в цирке выступай. Но у них иная задача. Они должны обнаруживать диверсантов и даже проводить задержание. За это они получали пяток вкусных сардинок. На дежурство дельфины заступали на 4 часа. И только натощак. Сытые животные работать не очень любят. Отряд входил в третью линию охраны главной базы флота. У входа в бухту постоянно дежурил тральщик с включенными акустическими станциями наблюдения за подводной обстановкой. Во второй линии несли службу подводные гидроакустические буи вдоль побережья в сторону Учкуевки. А третья линия оставалась за 102 отрядом и боевыми дельфинами. Боевой дельфин мог носить на себе снаряжение. Это либо захват, либо оружие. Но оружие в отряде практически не практиковалось по ряду причин. Находящийся в вольере дельфин, при обнаружении диверсанта подает сигнал нажатием на резиновую грушу. Тренер открывает калитку и снаряженный дельфин уходит к цели. На носу у него закреплен захват-паук. Дельфин тычется мордой в диверсанта. Захват срабатывает, локализуя противника. На поверхность всплывает буй с фалом. Водолазам на катере остается только поднять на борт улов дельфина. А дельфин возвращается в вольер за порцией ставридки.

И снова зовет крейсер
В 1989 году судьба вновь позвала мичмана Митрохина на крейсер. Теперь уже на новостроящийся ракетный крейсер «Червона Украина». Он был спущен на воду в Николаеве в 1983 году, а вступил в строй 29 октября 1989 года. Это был третий корпус проекта крейсеров 1164.1. «Атлант». Точно такой же, как и нынешний флагман ЧФ ракетный крейсер «Москва» (первый корпус проекта). А второй корпус на заводе спустили на воду под названием «Маршал Устинов». Четвертый корпус при закладке получил название «Адмирал флота Лобов». Сейчас под именем «Украина» он находится недостроенным на верфи в Николаеве.

В Севастополе крейсер «Червона Украина» с бортовым номером 031 и с экипажем в 500 человек (из них 60 офицеры) сдал все испытания и вышел к месту постоянной дислокации в город Петропавловск-Камчатский. Переход из Севастополя занял ровно 40 суток ходом 18-20 узлов. Был один заход во Вьетнам для пополнения запаса продуктов питания и  топлива. 5 ноября крейсер стал на рейде Авачинской бухты.  Причал для него еще не был готов. В Петропавловске-Камчатском крейсер сразу полюбился. Ему даже дали ласковое название «Хохлушка». Корабль сдал все полагающиеся задачи и готовился идти с визитом в США. Но название прежнее уже показалось командованию неуместным для визитера. И ушел за океан другой корабль – «Пантелеев». А «Червону Украину» переименовали в «Варяг» с местом постоянного базирования порт Владивосток. В 2002 году крейсер «Варяг» стал флагманом Тихоокеанского Флота. Шефство над ним взяли Русская Православная Церковь и Тульская область.
боевой дельфин
 А старший мичман Валерий Митрохин вернулся к семье в Севастополь. Здесь он вновь был назначен в 102 отряд, но уже командиром противодиверсионного катера. Экипаж катера – 4 человека. На борту гидроакустическая станция и штатный гранатомет. Прослужил в отряде с 1992 по 1995 год. Но вскоре необходимость в брандвахтенном катере отпала. И мичмана Митрохина назначили боцманом на крейсер «Михаил Кутузов». Шесть лет по 2001 год прослужил Валерий Александрович на «Кутузове». Здесь и закончил службу.  Успел отдоковать крейсер. Последним отдал швартовы и проводил корабль, когда крейсер уходил в Новороссийск на место постоянного базирования. Уже в качестве музея.

Каждый год на День Победы старший мичман Митрохин марширует в праздничной колоне с сослуживцами по крейсерам «Адмирал Ушаков» и «Михаил Кутузов». С Валерием Александровичем уже много лет идет его внучка Анна.

Владимир Илларионов



Похожие новости


Темы

Cтатьи

09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину
10:39 - 12.02.2023
Топ-5 изобретений украинских военных в войне против РФ
19:13 - 08.02.2023
Почему не работают футбольные санкции в отношении игроков из Крыма?
18:37 - 02.02.2023
«Скрепные» квесты: как древний Херсонес стал местом культа Александра Невского

Другие статьи