Важные новости
В древнем Херсонесе был стадион?
24.07.2013 / Категория: Общество
...Этого человека прекрасно знают все любители древней истории нашего славного города. Во всяком случае, на мой взгляд, это один из наших лучших знатоков монетного дела независимого Херсонеса IV-II вв. до н.э., т.е. с самого начала чеканки дензнаков в этом полисе и до времен его подчинения Митридату VI Евпатору. Речь пойдет о Евгении Яковлевиче Туровском, кандидате исторических наук, сотруднике Национального заповедника \"Херсонес Таврический\", точнее, о его новой находке, пишет газета «Слава Севастополя».Одно время Е.Я. Туровский в числе редакционной коллегии готовил к изданию в Киеве прекрасно иллюстрированный журнал \"Древний мир\", посвященный исследованиям находок различных артефактов в Причерноморье и научно-популярному осмыслению всего найденного в ходе раскопок. Сейчас, насколько мне известно, он работает над систематизацией всего свода монет древнего и средневекового Причерноморья.
...Недавно раздался его звонок в редакцию. Евгений Яковлевич предложил опубликовать в \"Славе\" извещение о своей новой, весьма интересной находке на одной из городских свалок Херсонеса. И вот мы беседуем с ним в ходе нашей встречи в одно субботнее утро на Центральном городском холме, где традиционно десятки лет общается между собой весьма разветвленная рать севастопольских коллекционеров и любителей истории города и флота.
- Женя, меня очень заинтересовал сам факт места находки - не очередной пласт заповедной, ещё не тронутой дотоле херсонесской земли, а... свалка. Что означает для археолога этот непременный атрибут ушедших от нас цивилизаций всех уровней?
Я с удовлетворением для себя отметил, что для моего собеседника этот вопрос никогда не казался зряшным. Вот что рассказал Евгений Яковлевич:
- Археология - из тех наук, которые в любой момент способны преподнести неожиданные открытия. Отдел музеефикации Национального заповедника \"Херсонес Таврический\" три сезона исследовал территорию городской свалки на участке за южной крепостной стеной городища. Толщина культурных напластований в этом месте достигала 7,5 м. Свалка - мечта археолога, как следует из \"дежурного\" вопроса в кроссвордах. Справедливое утверждение!
Зачастую мусорные нагромождения дают информацию, которую не способны предоставить культурные слои городища. Плюс к этому на свалке может \"выпрыгнуть\" все что угодно: фрагменты древних надписей, рельефов, круглой скульптуры, уникальных сосудов, музыкальных инструментов и многое-многое другое. Все перечисленные группы материалов присутствовали и на нашей свалке.
Например, среди новых находок был фрагмент мраморной плиты с сильно фрагментированной надписью, в которой говорится о некоем гражданине, который за свои средства что-то в Херсонесе построил. Надпись датируется по характеру шрифта II в. н.э. У древних греков поступки на благо обществу (а именно постройка за свои деньги алтаря или храма, строительство, а чаще укрепление, стен и башен городской крепости и прочие подобные дела) назывались эвергетией (благодеянием). За подобные заслуги граждан провозглашали лауреатами, т.е. венчали золотым венком, который имитировал венок лавровый, устанавливали в их честь статуи или принимали почетные декреты наподобие нашего...
- Могло так случиться, что иные \"свалочные\" артефакты наводили археолога на далеко идущие выводы?
- Очень часто такое и бывает. Например, античный предмет, о котором ниже пойдет наш главный разговор, находился в зоне двух пожаров, разделенных толстым слоем свалки X века. И вот на примере расследования причин и последствий этих пожаров я попробую сделать, на мой взгляд, принципиальный вывод, касающийся исторической достоверности нюансов самого факта пребывания на земле херсонесской святого русского князя Владимира и его дружины.
Более полувека назад советский патриарх византивистики Анатолий Якобсон выдвинул гипотезу, согласно которой следы сильного горения в слоях X в. в Херсонесе связаны с взятием города войском киевского князя Владимира в 988 г. С тех пор в историографии эта гипотеза утвердилась почти как очевидный факт; однако наши предварительные заключения по материалам недавних раскопок противоречат этому выводу.
Первый (большой) пожар, по данным комплекса, содержащего несколько сотен монет с хорошо видимой датой, определяется временем не позднее 70-х годов X в. и никак с князем Владимиром связан быть не может. Что касается другого пожара (датируется он по монетам последними десятилетиями X в.), то он теоретически может ассоциироваться со штурмом города войском князя в 988 г.
Но, во-первых, по сравнению с первым (большим) пожаром он имел ограниченный характер (толщина слоя многократно меньше, и отмечен он не всюду на вскрытой площади), во-вторых, он не обязательно мог быть вызван штурмом, возможны и другие причины, например, неосторожное обращение с огнем. Но если говорить серьезно, то если какие-то возгорания в период осады и были, они не носили катастрофического характера. В самом деле зачем древнерусскому князю было сжигать дотла город, в котором он собирался креститься и жениться? Таким образом, можно констатировать, что материалы наших раскопок как бы реабилитируют князя Владимира.
Теперь, собственно, о теме нашего разговора. В процессе исследований наступает момент, когда количество полученных в ходе раскопок материалов начинает \"зашкаливать\": уложиться в установленные полевым комитетом Института археологии АН Украины просто невозможно, нужно сделать перерыв в раскопках и написать полноценный отчёт.
Совсем недавно сотрудник отдела музеефикации Михаил Ступко разбирал металлические фрагменты, найденные в прошлом полевом сезоне при раскопках нашей свалки. В основном это были бесформенные кусочки металла и обломки каких-то непонятных в плане предназначения предметов. И вдруг, удалив грязь с очередного фрагмента, он увидел руку с диском. Замечательная находка! Конечно, лучше было бы обнаружить всю скульптуру, но чудеса случаются крайне редко.
- Я так понимаю, что опытному археологу и фрагмента порой достаточно, чтобы многое рассказать о предмете изысканий...
- Естественно. Что дает нам найденная в отвале бронзовая рука античного дискобола? Безусловно, это ещё одно свидетельство интереса к спорту в древнем Херсонесе. Можно сказать, что вся греческая цивилизация имела агонистический (соревновательный) характер, и наш город не стал исключением. С детских лет будущие свободные граждане Херсонеса воспитывались в атмосфере здорового соревнования и конкуренции. Это касалось не только спорта, но и других сфер жизнедеятельности.
- Я так полагаю, что тому свидетельством и многие более ранние находки?
- Именно так. Например, из сильно фрагментированной надписи на обложке плиты из Херсонеса римского времени следует, что здесь регулярно проводились состязания авторов комедий, хвалебных стихотворений (энкомиев), эпиграмм, а также глашатаев и трубачей. Но особой популярностью пользовались все-таки спортивные соревнования. В другой надписи на камне также римской эпохи даётся перечень уже конкретно спортивных соревнований, проводившихся на каком-то празднике. Среди них: бег на один стадий, двойной бег, бег на длинную дистанцию, борьба и кулачный бой. Однако перечисленные виды спорта не исчерпывали \"репертуар\" видов спорта, практикуемых в Херсонесе. Очевидно, что знали в Херсонесе и олимпийское пятиборье. К слову, число 5 для греков имело в спорте сакральное значение (что-то связанное с первобытной магией). В пятиборье каждый атлет должен был сделать пять бросков копья или диска, бежать на дистанцию в пять стадий и т.д. Так что диск в Херсонесе метали. Учили этому мастерству юношей, наверное, уже в стенах специального учебного заведения - гимнасия, который в Херсонесе, как следует из древних надписей, был.
- Так чем же все-таки интересна сегодняшняя находка? Она случайно не копия знаменитого \"Дискобола\" древнегреческого скульптора Мирона, жившего 6,5 тысячи лет назад?
- Нет. И вот почему. На скульптуре великого античного мастера рука атлета почти целиком: по одну сторону диска, лишь слегка придерживая его крайними фалангами пальцев. В нашем случае способ удержания диска иной: с одной стороны диска большой палец, остальные - с другой. Так что найденная статуэтка, а это именно статуэтка, высотой 12-15 см, скорее, приз за спортивное достижение и является, по всей видимости, произведением, а точнее, калькой с работы какого-то иного скульптора. К слову: и шедевр Мирона дошел до нас в римской копии... Маленькие статуэтки в подавляющем большинстве случаев являлись повторением больших монументальных скульптур. Находка у нас фрагмента статуэтки дискобола даёт новый штрих, подтверждающий популярность физической культуры в античном Херсонесе. Остаётся отыскать следы античного стадиона, а он в Херсонесе был.
- И ведутся его поиски?
- Ведутся. Но пока нам удача в этом деле не улыбается...
- Евгений Яковлевич, как говорится, всему своё время. Хочется верить, что ваши поиски, как это часто случалось до сего дня, все-таки увенчаются удачей. Их вам желаю во многом количестве. Спасибо за беседу.