Важные новости

Гладко было на бумаге. Что показала транспортная оптимизация в Севастополе

04.07.2021  /  Категория: Экономика

переполненный автобус в Севастополе

Власти выбрали неудачный момент для внезапной оптимизации, считают перевозчики.

Изменения в работе двух городских маршрутов Севастополя – № 12 и № 5 – это пробный шар для дальнейшей монополизации всей сферы общественного транспорта, считают действующие перевозчики Перекраивание существующей маршрутной схемы в городе, безусловно, необходимо, но не в таком формате, как сейчас, утверждают они.

Напомним, недавняя оптимизация маршрута №12 вызвала негативную реакцию общественности. Мало того, что горожанам теперь необходимо совершать вынужденную – и не для всех бесплатную - пересадку в районе 5-го километра, так ещё и ездить в жару и пик ковида им приходится, мягко говоря, в очень стесненных условиях.

Особенно беспокоило севастопольцев, как будут ездить в школу их дети с началом учебного года с учетом реконструкции транспортной развязки на 5-м километре.

После вызванного резонанса власти пообещали создать более комфортные условия передвижения для жителей севастопольских ТСН, запустив дополнительные автобусы до двух ТСН «Родник» и «Сапун-гора». Для школьников к началу учебного года было поручено закупить три новых автобуса.

Нашли повод

Официальной причиной внезапной оптимизации маршрута №12 называлось расторжение контракта с частным перевозчиком ООО «Федчишен». Ранее это предприятие обслуживало маршруты №12, 12А, 12К и 120. Сейчас эти маршруты объединили и вместо 90 маршруток в центр города с проспекта Острякова запустили 12 троллейбусов и 30 автобусов средней и большой вместимости ГУП «Севэлектроавтотранс им. А.В. Круподерова».

В беседе с ForPost перевозчик Петр Федчишен признался, что претензии со стороны заказчика к неисполнению условия контракта по двум маршрутам – № 44 и № 85 – действительно были. Дело в том, настаивает перевозчик, что эти маршруты совершенно нерентабельны и были искусственно придуманы и включены в контрактный пакет перевозчика вместо бюджетообразующих маршрутов в Инкерман, Сахарную Головку, Балаклаву и на Фиолент.

«Четыре бюджетообразующих маршрута у нас забрали, вместо них нам предложили 44-й, которого никогда раньше не было, и 85-й, который числился, но транспорт там почти никогда не ходил», – сообщил Федчишен.

По его словам, проблемы с исполнением контракта на этих маршрутах были связаны с отсутствием пассажиропотока, поэтому перекрывать расходы на него приходилось за счет более рентабельных маршрутов, например, 120-го. Для этого на них переводили в том числе часть автобусов с 44-го и 85-го маршрутов.

«Мы не скрываем, мы признаем, что есть проблема. Но по контракту на каждом из этих двух маршрутов должно было быть не менее семи автобусов. То есть каждый день 15 автобусов должны работать в ноль или в минус. Это какой надо парк иметь и какие доходные маршруты, чтобы перекрыть те убытки, которые у нас приносили эти два маршрута?» – отметил предприниматель.

Со временем, заверил Петр Федчишен, предприятие подняло бы на убыточных маршрутах процент исполнения контракта, если бы заказчик пошёл навстречу и уменьшил на 10% количество рейсов на маршрутах и соответственно финансирование по контракту, как просил перевозчик.

«Прежний состав департамента транспорта пошёл навстречу, но новое руководство нам отказало в изменениях. У них задача не помочь в исполнении контракта, а найти недостатки и подвести под расторжение контракта», – убежден Петр Федчишен.

Сегодня снятые с маршрута 90 автобусов перевозчика простаивают на базе. Часть из них была взята в кредит, который собственнику еще год предстоит выплачивать. Что дальше будет с автобусами и работавшими на них водителями перевозчик пока ответить затруднился.

Будет ли выплачена ООО «Федчишен» компенсация в связи с односторонним расторжением контракта, неизвестно. Сейчас предприниматель подал в суд на решение властей, правда, не очень надеясь на положительный для себя исход дела.

«Это не те обстоятельства, где право на стороне исполнителя», – отметил перевозчик.

«Пыхтящие дизелем»

Категорически не согласен Петр Федчишен и с формулировкой главы города о «пыхтящих дизелем» автобусах. По его словам, в центр города ходили новые автобусы – не старше 2018 года выпуска, низкопольные для пассажиров с ограниченными возможностями, оснащенные электронными табло и кондиционерами, с соблюдение экологического стандарта евро-5.

«Если и это не подходит, то я не знаю, что нужно?», – разводит руками перевозчик.

По его мнению, если была цель просто убрать перевозчика с маршрута, то можно было действовать и более цивилизованными методами, а не смешивать имя исполнителя с грязью.

«По центру города ходило 47 новых автобусов (из 90, – прим.), четыре «Симаза» были куплены в кредит за 20 миллионов рублей. Зачем оговаривать надо было перевозчика? Я 27 лет был одним из лучших перевозчиков и вдруг стал самым худшим», – возмутился Петр Федчишен.

В итоге, заменив 47 автобусов на маршруте машинами большей вместимости, власти добились того, что в условиях противодействия коронавирусу люди вынуждены ездить в переполненных автобусах, заключил перевозчик.

«Загнали всех в троллейбусы – едут утром люди, ноздря в ноздрю дышат. И к кому обращаться? Не к кому, если первое лицо города говорит, что все правильно сделано», – считает Федчишен.

По его мнению, нынешняя оптимизация ведёт к уничтожению конкуренции в сфере пассажирских перевозок в городе. Не исключил перевозчик, что следующим этапом будет повышение стоимости проезда – надо ведь поднимать экономические показатели предприятия.

«Насколько мне известно, в ГУП <запланированы> тарифы вместо 17 и 20 рублей за проезд – 31 рубль при наличном расчете и 26 рублей по карте», – уточнил Петр Федчишен.

Хотелось бы паритета

Поддерживают мнение руководителя ООО «Федчишен» и другие транспортники города. По их мнению, оптимизация идет не так успешно, как хотелось бы видеть руководству города.

Подобными действиями властей на транспортном рынке действительно создаётся монопольная ситуация. Между тем действующие перевозчики хотели бы сохранения паритета между частными и государственными транспортными компаниями и понятных правила игры для всех участников рынка.

«Не совсем понятно, с кем договариваться и говорить на эту тему, потому что правила игры совершенно разные для частника и госкомпаний», – отмечают они.

Примером того, к чему может привести монополизация транспортной сферы и полный переход на единый регулируемый тариф перевозок, напомнили перевозчики, стала отмена ночного тарифа. Он позволял транспортным компаниям работать после полуночи с повышенной платой за проезд. Несмотря на требования перевозчиков вернуть два разных тарифа в дневное и ночное время, этого сделано не было.

«Был даже проведён опрос среди горожан, нужны ли им ночные перевозки и устроит ли их повышенная оплата за проезд на них. Большинство севастопольцев ответили утвердительно. Но сейчас ночного тарифа нет», – напомнили транспортники.

По их мнению, это тоже побочный эффект монополизации сферы перевозок. Есть вопросы у частных предпринимателей и к качеству работы государственного конкурента.

«ГУП «Севэлектроавтотранс» сейчас стал практически основным перевозчиком по количеству транспортных средств. Но если оценивать качество перевозок, то он далеко не в лидерах, просто скрываются недостатки его работы», – считают представители частного бизнеса.

Достаточно вспомнить, отмечают они, историю с 90 автобусами «КамАЗ-Марко Бравис» стоимостью более 650 млн рублей, которые в 2016 году были закуплены по лизинговому договору для «Севэлектроавтотранса», а потом признаны дефектными.

«Почему они у нас оказались дефектными, если в других регионах России они ездят и нормально эксплуатируются?», – интересуются транспортники.

На кого рассчитывать?

Не исключают действующие перевозчики, что со временем их может постигнуть та же участь, что и ООО «Федчишен». На такие мысли их натолкнуло отсутствие ясности: каким образом власти Севастополя намерены в 2021 году кардинально перекроить транспортную схему города при действующих контрактах с перевозчиками до 2023 года включительно.

«То есть только путём разрыва контракта? В одностороннем порядке, если компания не согласна расторгать контракт? Понятно, что судебных тяжб в этом случае не избежать, но это же ненормально», – отмечают они.

Как пояснили предприниматели, заключая договор на перевозки на определённый период, они закладывают на этот срок экономическую модель, закупают новый подвижной состав, рассчитывают свои ресурсы. А при внезапном разрыве контракта есть риск остаться без работы с взятыми в кредит машинами и нанятым персоналом.

«На кого тогда надеяться, если не на правительство Севастополя, с которым у перевозчика заключён контракт на пять лет? Работаешь и тут на тебе, в середине срока контракта кому-то вздумалось поменять маршрутную сеть с расторжением контракта», – возмущаются транспортники.

При этом, безусловно, подчеркивают бизнесмены, изменение транспортной схемы в городе необходимо и давно назрело. Понятно, что маршрутная сеть не может быть закостенелой, ведь город растёт, ведется строительство новых жилых кварталов и дорог, но делать это нужно не делать это надо не так резко и необдуманно.

«Где раньше бабушки петрушку сажали и кошек кормили на дачах, сегодня там жилые массивы. Естественно, транспортная схема требует корректировки, но она должна быть вдумчивая и адекватная», – считают представители местных транспортных компаний.

Никакого урона

Тем временем в департаменте транспорта убеждены, что оптимизация маршрутной сети идет как надо и прямо к поставленными целями – сократить число автобусов, устранить дублирование маршрутов и снять нагрузку на улично-дорожную сеть. По крайней мере, такие выводы можно сделать из весьма лаконичных ответов департамента транспорта на вопросы.

В ведомстве заверили, что стоимость проезда в на новом маршруте №12 останется прежней: по карте ЕГКС – 16 рублей в троллейбусе и 17 рублей в автобусе, при наличном расчете – 19 рублей в троллейбусе и 20 рублей в автобусе.

При этом уже выдано порядка 500 карт ЕГКС жителям ТСН, находящимся за 5-м километром. Остальные желающие могут купить карты ЕГКС в автобусах №12А «ТСН «Родник» – 5 км» и №120 «ТСН «Сатурн-гора» – 5 км» или в пунктах продажи на общих условиях, напомнили в дептранса.

При этом следить, чтобы при бесшовной пересадке пассажир с картой ЕГКС платил только один раз, будет автоматическая система программно-аппаратных комплексов ЕГКС. Путаницы с тем, кто уже оплачивал проезд, а кто еще нет не возникнет, заверили в профильном департаменте.

Ресурсов ГУП «Севэлектроавтотранс» достаточно, чтобы справиться с возросшей транспортной нагрузкой. Сейчас на балансе предприятия находится порядка 300 троллейбусов и 200 автобусов, из них ежедневно на линию выходит половина – 150 троллейбусов и 140 автобусов.

«Дополнительных расходов на изменение маршрутной сети бюджет города не понесет», – заверили в департаменте.

А вот сколько расходов ляжет на плечи бюджета для приобретения в соответствии с поручением губернатора трех школьных автобусов к новому учебному году, в департаменте не сообщили, отметив лишь , что этот вопрос сейчас прорабатывается с коллегами из департамента образования.


Похожие новости


Темы

Cтатьи

09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину
10:39 - 12.02.2023
Топ-5 изобретений украинских военных в войне против РФ
19:13 - 08.02.2023
Почему не работают футбольные санкции в отношении игроков из Крыма?
18:37 - 02.02.2023
«Скрепные» квесты: как древний Херсонес стал местом культа Александра Невского

Другие статьи