Важные новости

Военные базы и элитные апартаменты: как севастопольцев лишают доступа к пляжам

11.07.2020  /  Категория: Общество

Российские власти вот уже шесть лет отдают крымские пляжи в пользование военным или под застройку частным компаниям. Так, в Севастополе Министерство обороны России в конце июня получило в собственность земельный участок с пляжем «Толстяк», что на Северной стороне, общей площадью почти 10 гектаров.

пляж Толстяк на Северной стороне Севастополя

В 2015 году тогдашний российский губернатор Севастополя Сергей Меняйло передал российским военным большое количество участков и объектов недвижимости, которые ранее принадлежали Минобороны СССР. Сейчас российское правительство города в суде добровольно отказалось от оспариваемого участка, однако чиновники обещают, что севастопольцев все равно будут пускать на пляж «Толстяк». Вместе с тем отельный комплекс «Аквамарин», который связывают с бывшим министром обороны Украины Павлом Лебедевым, обнес забором одноименный общественный пляж – об этом в июне писало издание «Примечания». О проблемах с доступом крымчан к пляжам шла речь в эфире Радио Крым.Реалии.

Журналист из Севастополя Давид Аксельрод рассказал, что после аннексии полуострова российское Минобороны начало целую кампанию по завладению земельными участками, особенно в районе базы Черноморского флота.

Министерство обороны трактует свое право на землю как право наследования за Министерством обороны Советского Союза

Давид Аксельрод

– Во многих случаях, и это касается не только пляжей, Министерство обороны трактует свое право на землю как право наследования за Министерством обороны Советского Союза. После раздела Черноморского флота земля Минобороны Украины каким-то образом отчуждалась в пользу города или частных лиц, де-факто там функционировали гражданские объекты – но в последние годы юридическая служба Минобороны России добилась того, что многие такие сделки были признаны недействительными. Это касалось, в том числе, и прибрежной полосы. Наиболее яркие примеры на моей памяти – это как раз история с пляжем «Толстяк» на Северной стороне и с пляжем «Таврида» в Батилимане. На последнем прибрежную полосу обнесли колючей проволокой, было много протестов, в которые включались даже депутаты Законодательного собрания, но Минобороны все равно перекрыло доступ.

По данным издания «Примечания», с 2015 по 2020 годы количество пляжей в Севастополе уменьшилось с 50 до 34. Давид Аксельрод считает, что причиной тому – аппетиты как российского Минобороны, так и застройщиков.

Есть компании, которые планомерно застраивают Севастополь элитными апартаментами

Давид Аксельрод

– Часто доступ к пляжу преграждают при застройке прибрежной полосы апартаментами, причем речь идет не только о новых домах. Бывает так, что у старых баз отдыха появляются новые собственники, и они тоже огораживают свои клочки моря. Тут еще можно бороться: был прецедент, когда в Батилимане снесли калитку, установленную администрацией базы отдыха. Но в основном речь идет, конечно, о девелоперах – многоэтажной застройке под апартаменты у моря. Частник с одно- или двухэтажным домом вряд ли будет обладать таким ресурсом, чтобы ставить заборы. Есть компании, которые планомерно застраивают Севастополь элитными апартаментами. Подразумевается, что у их собственников будет какой-то участок. Такие проекты проводятся в жизнь обходными способами, поскольку доступ к морю по закону преграждать нельзя, но так или иначе иногда у застройщиков это получается.

По теме:

Строительные козни российских военных в Севастополе

Крымский эколог Маргарита Литвиненко полагает, что в Севастополе сложилась едва ли не самая напряженная ситуация с доступом граждан к побережью в масштабах всего полуострова.

Около трети береговой черты остались в свободном доступе, и это, конечно, вызывает огромное возмущение севастопольцев

Маргарита Литвиненко

– Доступность пляжей за последние шесть лет уменьшилась катастрофически. В Севастополе исключили из зоны купания территорию Херсонеса – уже под страхом административного наказания. Людей не пускают на различные территории, которые отдали Министерству обороны, Министерству по чрезвычайным ситуациям. По факту только около трети береговой черты остались в свободном доступе, и это, конечно, вызывает огромное возмущение севастопольцев. Есть огромное количество предприятий, которые не работают, но тем не менее держат побережье. В городе всего два детских пляжа – «Бухта Омега» и «Песочный», и сейчас они буквально кишат людьми. Представьте, что такое большое количество народа, жара, фактически отсутствие туалетов, очень много детей, вода мутная – наверняка это приведет к вспышке кишечных или кожных заболеваний.

По оценке Маргариты Литвиненко, местные застройщики стараются всячески избежать изъятия у них прибрежных участков, даже если российские власти готовы выкупать эту землю.

Участки побережья все чаще огораживают и забирают из свободного доступа

Маргарита Литвиненко

– Российское правительство Севастополя обещало выкупить 12 участков в Стрелецкой бухте, чтобы не допустить застройку и создать общественную зону, однако это до сих пор не сделано. Застройщики уже научены процессом изъятия участков в других районах и ищут все способы сохранить их. Я не слышала о том, чтобы кто-то вернул землю добровольно или после выкупа. Напротив, участки побережья все чаще огораживают и забирают из свободного доступа… Может, тут по крайней мере формально помогло бы наличие охранного статуса территории – правда, у активистов, которые этим занимаются, постепенно угасает энтузиазм. Наверное, они поняли, что в нынешней ситуации этого невозможно добиться. Я считаю, что даже охранный статус все равно не будет защищать от застройки – разве что в случае, если кого-то поймают на чем-то незаконном и будут требовать штраф.

Маргарита Литвиненко имеет в виду многолетние попытки депутата российского Заксобрания Севастополя Вячеслава Горелова создать Национальный заказник «Южнобережный», в который вошли бы земли в бухте Ласпи, на мысе Айя и мысе Сарыч. Однако в июне 2020 года Горелов сообщил о том, что пересмотрел свое отношение к этой идее. По его словам, причиной стало строительство на территории бывшего Крымского природного заповедника, который с недавних пор стал Национальный парком «Крымский».

Российский эколог, общественный и политический деятель Евгений Витишко отмечает, что иногда военные и коммерческие интересы – это одно и то же.

Одни объекты могут трансформироваться в другие, и это просто беспредел

Евгений Витишко

– Статья 6 Водного кодекса России гарантирует гражданам свободный доступ к водным объектам – кроме случаев, предусмотренных законодательством, когда государство считает часть объекта важным для себя. Понятно, когда Минобороны закрывает часть побережья, или же там устраивают лечебный пляж с ограниченным доступом – но если строятся объекты, не предусмотренные никакими генпланами муниципальных образований, это вызывает справедливые опасения местных жителей. Одни объекты могут трансформироваться в другие, и это просто беспредел. Вот в Краснодарском крае в районе острова Утриш Министерство обороны оттяпало себе кусочек берега якобы под радиорелейную станцию, но на этом месте появилась гостиница бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова. Мы этому противодействовали, но суды собственников с государством продолжаются.

Евгений Витишко советует общественным активистам, которые обнаружили, что некие коммерческие структуры преградили доступ к воде, сообщать в полицию об административном правонарушении.

– Это статья 8.12.1, она влечет за собой санкции вплоть до приостановки деятельности арендатора этого участка на срок 90 дней. Для не столь длительного курортного сезона это существенно и может быть серьезным стимулом открыть доступ. Если речь идет о Минобороны, то по закону население должны проинформировать о закрытии береговой полосы, дать обоснование и разъяснить последствия для экологии и так далее.

При этом Евгений Витишко отмечает, что придание прибрежной полосе статуса особо охраняемой природной территории ограничивает не только права застройщиков, но и возможности граждан посещать эти места для отдыха.

Предыдущая новость:

Кровь из ушей: севастопольцы страдают от музыки на Приморском бульваре (видео)


Похожие новости


Темы

Cтатьи

09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину
10:39 - 12.02.2023
Топ-5 изобретений украинских военных в войне против РФ
19:13 - 08.02.2023
Почему не работают футбольные санкции в отношении игроков из Крыма?
18:37 - 02.02.2023
«Скрепные» квесты: как древний Херсонес стал местом культа Александра Невского

Другие статьи